Каменный голем – мёртвое тело или разумное создание?
С давних времен многие маги занимаются вопросами создания гомункула – искусственного человека, наделённого сознанием. Возможно, наиболее известным примером этого феномена, преобразованного различными европейскими источниками, является голем – искусственный антропоид, одушевленный магией.
Талмуд рассказывает историю о раввинах, которые проголодались во время путешествия, поэтому они создали теленка из земли и съели его на ужин. Каббалисты определили, что раввины совершали этот волшебный акт посредством произнесения определённых заклинаний, в основном используя формулы, изложенные в Сефер Йецира или Книге Творения.
Каменный голем
Подобно тому, как Бог говорит и творит в истории Бытия, так и мистик может изменять реальность. Кстати, магическое слово Абракадабра, по некоторым сведениям происходит от авра к'давра (что можно перевести с арамейского, как «Я творю, как говорю». В других источниках утверждается, что «Абракадабра» имеет персидское происхождение. Таким образом, в самых редких обстоятельствах человек может наполнить неживую материю этой неосязаемой, но существенной искрой жизни: душой.
Голем – рождённый из пыли
Каббалисты рассматривали создание голема как своего рода алхимическую задачу, выполнение которой доказало умение и знание адепта каббалы. Однако благодаря многочисленным легендам, голем стал своего рода народным героем. Рассказы о мистических раввинах, создающих жизнь из пыли, были изобилии, особенно в эпоху раннего Средневековья. И сегодня многих писателей-фантастов вдохновляют такие рассказы, как Франкенштейн и «Ученик чародея».
Антропоид в гневе
Иногда голем спасает еврейскую общину от преследований или смерти, проявляя себя настоящим героем, покровителем обездоленных или же жестоким мстителем. Однако часто еврейские народные предания о големах рассказывают о том, что происходит, когда маг не способен управиться с созданным големом. Нередко то приводит к трагическим результатам.
Легенда о големе
Классическое повествование о големе рассказывает о том, как раввин Иуда Лоу из Праги (известный как Махарал; 1525-1609) создает магическое существо-антропоида для защиты еврейской общины от антисемитских нападений. Но, в конечном итоге, голем становится страшным и жестоким, и раввин вынужден его уничтожить. (Предание гласит, что голем остается на чердаке Алтнеушула в Праге, готовый к повторной активации в случае необходимости).
Эта легенда появилась недавно в «Удивительных приключениях Кавальера и Клея» Майкла Чабона Аналогичная сюжетная ветвь наблюдается в экспрессионистском фильме Пола Вегенера «Голем» (1920), главный герой которого – жестокое существо, чьи силы слишком легко использовать в разрушительных целях.
Это, конечно, идеальное воплощение той же самой тревоги, которая лежит в основе многих мистических спекуляций о демонах, диббуках, призраках и големах. Их сила жизни настолько велика, что она не только приносит надежду, но и вселяет ужас в сердца людей.