Религия конфуцианство и её главные постулаты

 

Конфуцианство – это главная древняя философия Китая. Это учение воплощает в себе ключевые аспекты китайской культуры. Конфуцианские верования постоянно менялись и развивались в течение последних 2500 лет. Конфуцианство и даосизм в странах Запада распространены гораздо меньше, чем христианство и ислам. Однако же в Китае и в других восточных государствах эти философские учения в своё время были очень популярны.

 

 

Что такое конфуцианство

Конфуцианство было этическим кодексом, принятым большинством великих китайских империй (от 206 г. до н.э. 1912 г. н.э.). Идеи Конфуция, Мэн-цзы и Сунь-цзы развивались и дополнялись на протяжении практически 1000 лет, пока из них не сформировалось религиозное учение, известное как конфуцианство.

Конфуцианский храм

Статуя Конфуция при храме

6 основных принципов конфуцианства:

1. Жэнь (Jen). Жэнь означает гуманность или человечность. Этот принцип формирует чувство достоинства, он предполагает уважение к людям и ко всем живым существам.

2. Ли (Li) – ритуал и почтительность. Согласно принципу Ли, достойный человек должен предъявлять требования к себе самому, тогда как слабый будет критиковать других и предъявлять требования к ним.

3. Ю (Yi) – праведность или моральное обязательство делать добро. Принцип включает в себя способность знать и распознавать, что правильно и что неправильно, и способность чувствовать, что хорошо и что плохо.

4. Hsiao – родители должны быть уважаемы и почитаемы, принцип также предполагает преданность государю, правительству. В свою очередь, руководитель должен стать нравственным ориентиром для подданных: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

5. Chih – понятие о благородном человеке. Моральная мудрость и знание вещей правильных и неправильных.

6. Te – Образованность, просвещённость, духовность. Моральные ориентиры, установленные властью.

 

Основатели конфуцианства (551 - 230 гг. до н.э.)

Три человека построили доктринальные рамки конфуцианства в течение 270 лет, начиная примерно с 500 года до нашей эры: Конфуций, Мэн-цзы и Сунь-цзы.

 

Конфуций (приблизительно 551–479 гг. до н.э.)

Создателем конфуцианских верований был Конфуций. Он родился около 551 г. до н.э., во времена великого расцвета философских учений. Считается, что когда Конфуцию было уже за шестьдесят, он вернулся в свой родной город Цюйфу в провинции Шаньдун. В течение нескольких лет он обучал группу учеников, которые позже распространяли его убеждения и разрабатывали свои собственные философии.

учитель Конфуций

учитель Конфуций

Мэн-цзы (около 371–289 гг. До н.э.)

Мэн-цзы сейчас считается вторым по важности конфуцианским философом. Однако в течение своей жизни он был более влиятельным, чем сам Конфуций, потому что он учил многих дворян и правителей. В своей книге Мэн-Цзы дополняет философию конфуцианства системой идей, утверждающих доброту и совершенство людей. Сам Конфуций подобных идей не выдвигал.

Мэн-цзы философ

Философ Мэн-цзы

Сунь-цзы (около 313–230 до н.э.)

В отличие от Мэн-цзы, Сунь-цзы учил, что человеческая природа в основном полна недостатков. Сунь-цзы учил, что человеческая природа «своенравна» от рождения, но добродетельные учителя могут развивать нравственность в других посредством интенсивного обучения. Он выступал за строгие законы, регулирующие личное поведение.

Как и Мэн-цзы, несколько десятилетий назад, конфуцианский легалист* Сунь-цзы работал в Академии Цзися Царства Ци. Сочинения Сунь-цзы систематичны, многословны и тщательно аргументированы. Он был нетерпим к другим философиям и философам. В частности, он критиковал учения Мэн-цзы.

Сунь-цзы философ

философ Сунь-цзы

* легалист - приверженец формального истолкования права и законов

 

Конфуцианство во время династии Цинь (260–210 до н.э.)

Сунь-цзы учил Ли Сы, и Ли Сы стал ведущим чиновником при первом императоре Шихуанди (260 - 210 до н.э.). В едином Китае были введены строгие правила, касающиеся всего, от языка до религии. В этот период многие простые земледельцы попали в кабалу ростовщиков и фактически стали рабами. Именно их силами были созданы некрополь первого императора Цинь, терракотовая армия (более 8100 полноразмерных статуй воинов из терракота, захороненных возле некрополя) и первая Великая Стена, возведение которой продолжалось 38 лет.

Ли Си способствовал «сжиганию книг» во время правления императора Цинь и уничтожению, возможно, тысяч философов, включая самих конфуцианцев. Последователи Конфуция навлекли на себя гнев императора тем, что они считали поиски эликсира бессмертия бессмысленным занятием (под конец жизни император Шихуанди пожелал стать бессмертным).

 

 

Конфуцианство в династии Хань (206 г. до н.э. 220 г. н.э.)

Сначала Лю Бан (первый император династии Хань) был против легализма и не особо ценил конфуцианство. Позже, однако, у него появился любимый учитель конфуцианства по имени Лу Гу, который убедил императора в необходимости как законничества, так и конфуцианства.

Конфуцианские тексты, однако, были сожжены во время кампании по сжиганию книг Цинь в 213 году до нашей эры. Любые философские тексты конфуцианства, которые сохранились до наших времен, были воссозданы учеными в «новых текстах» которые также называют «новыми письменами».

 

Развитие конфуцианства при императоре Уди (141–87 до н.э.)

Затем при императоре У-ди (Хан Вуди, 156–87 гг.), который правил с 141 по 87 год до нашей эры, конфуцианство было институционализировано, то есть получило статус системы обычаев и отношений. Хан Вуди основал Имперскую Академию для продвижения конфуцианской философии.

 

Небесный мандат – кто должен управлять

Он продвигал идею врожденной благородной природы человека, постулированную конфуцианским ученым по имени Донг Чжуншу, который добавил некоторые законнические идеи к учению Мэн-цзы. Более поздние императоры одобрили новую разновидность конфуцианства Дун Чжуншу за ее акцент на Мандате Небес.

Небесный мандат

Печать императора

Мандат Небес конфуцианства был ключевой концепцией, лежащей в основе имперской легитимности. «Небеса» выбрали определенного человека и его потомков, чтобы быть посредниками между Небесами и людьми. Человек становился равным богу. Решение Небес озвучивалось через интерпретацию различных примет и обстоятельств.

 

Противоречия «старых» и «новых» текстов

Во время правления Вуди тексты некоторых конфуцианских книг были обнаружены в стене комплекса конфуцианского клана в Цюйфу. Как полагают, их спрятали там, чтобы спасти от кампании по сжиганию книг в 213 г. до н.э. Эти труды были опубликованы как «Старые тексты». Со временем возник спор о том, какой набор документов «новые» или «старые» тексты был правильным.

 

Конфуцианство во времена династии Тан (618–907 гг.)

Ко времени династии Тан императорские суды еще назначали конфуцианских ученых в правящую бюрократию. Во время специальных экзаменов проверялись литературные навыки кандидатов, а также их знание конфуцианских текстов.

 

Аналоги Конфуция

Сам Конфуций утверждал, что он не изобрел какой-либо новой философии, а просто передавал древние учения своим ученикам. Он обычно призывал людей вести себя так, как им следовало бы, в зависимости от их роли в обществе. Конфуций считал, что это ключ к гармонии, процветанию и счастью.

Цзы Гун (ученик Конфуция) спросил: «Есть ли одно слово, которое могло бы руководить человеком на протяжении всей жизни?».  Мастер ответил: «Как насчет «шу» - никогда не навязывай другим того, чего не выберешь для себя».

 

Конфуцианские верования в наше время

Доктрина Небесного Мандата теперь неприменима, потому что в Китае больше нет императора. Вместо императора большинство современных китайцев поклоняются различным божествам даосизма и буддизма, а также своим собственным предкам (согласно конфуцианской доктрине о почитании родителей). Современные конфуцианские философы малоизвестны и не имеют большого влияния нигде в мире.

 

 

 

читайте также:

Комментарии


Комментариев пока нет. Желаете написать первый?

ваше Имя или Ник

Комментарий