Русские демоны – властители древнего пантеона
У каждой народности есть множество сказаний и легенд, связанных с существами, которые живут рядом с человеком и имеют загадочное происхождение. Многим с детства известны яркие представители русской нечисти: Баба-Яга, водяной, леший, домовой, русалки и другие. Они прочно вошли в детские сказки и стали неотъемлемыми героями многих преданий и легенд. Кто же они на самом деле такие? Откуда взялись и где живут?
Русская нечисть не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. Те, кому довелось посмотреть фильм «Вий» (или прочитать одноименное произведение), смогут получить о ней некоторое представление. Наши предки очень боялись встречи с лешим, с кикиморой или с русалкой и принимали всевозможные меры, чтобы этого избежать.
…Ежели кто заплутал в лесу, значит, того леший попутал. Чтобы обмануть нечистого, нужно снять с себя одежду и надеть ее наизнанку. Тогда леший не увидит и получится отыскать нужную тропинку. А еще леший не выносит мата…
Баба Яга – ведьма из лесной чащи
Кто живет в «избушке на курьих ножках» в темном дремучем лесу? Самая известная и страшная старушка является ее хозяйкой. Баба-Яга сгорблена, ее нос скрючен, лицо усыпано бородавками, одежда старая и неухоженная, волосы всегда торчат из плохо надетой косынки. Ее дом темный, грязный, полон зельями и магической атрибутикой.
Знаменитая избушка все слышит и понимает, может при необходимости поворачиваться. Для этого нужно сказать особые слова. Известен всем и забор вокруг дома Бабы-Яги. Он сделан из человеческих костей, венчают которые черепа. Всякая нечисть любит собираться в гостях у злой старухи.
Неизменным атрибутом Бабы-Яги является ступа, в которой она летает, иногда заменяя метлой. Во время ее полета деревья гнутся, земля стонет, вся домашняя скотина становится беспокойной. Все знают, что это нечистая сила поблизости. По преданию она ворует маленьких детей и тащит их к себе домой, где сажает на лопату и зажаривает в печи. Впрочем, иногда старуха доброжелательно относится к гостю, угощает его, потом придумывает загадки и просит сослужить службу.
Славянские демоны из старых легенд
Анчутка – одно из самых ранних названий беса, чёрта. Как и прочие русские демоны, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Анчутки помрачают разум людей, пугают их своими стонами. Они могут изменять свой облик, чтобы ввести путника в заблуждение.
Славяне верили, что в воде также есть свои анчутки, помощники болотника или водяного. Поэтому если у пловца вдруг случилась судорога, то он должен знать, что это анчутка желает утащить его на дно. По этой причине каждому пловцу желательно иметь при себе булавку – русские демоны, как и всякая нечисть, до смерти боится железа.
Бадзула – нечистый дух, русский демон, заставляющий людей бродяжничать. Это существо слоняется вдоль дорог, ищет к кому пристроиться. После того, как человек попадал под власть Бадзулы, он пускал на ветер всё годами нажитое добро, начинал пить и, лишившись всего, отправлялся странствовать по свету.
Чтобы изгнать Бадзулу, согласно народным поверьям, следовало всего лишь начисто подмести в сенях и хате, собрать мусор и выбросить его в противоположную сторону от заката, подальше от своей избы. Считалось, что в этот момент можно увидеть саму Бадзулу, которая являлась в образе немолодой женщины с грудями, свисающими до живота.
Вий – судья мёртвых и божество преисподней. Славяне верили, что за любые неправедные поступки человек на том свете получает возмездие. Вий слуга Чернобога, он насылает ночные кошмары и тёмные видения. Его веки спускаются до самой земли, но если их поднять вилами, то ничто не скроется от его взора (этот эпизод очень ярко описан в рассказе «Вий» Н.В. Гоголя).
В украинской мифологии Вий обладает убийственным взглядом (здесь можно провести параллель с василиском), обращающим в пепел деревни и города. Вий похож на приземистого косолапого человечка.
Волкодлак (оборотень, вурдалак). Этим словом в славянской мифологии называется человек, обладающий способностью превращаться в волка. Для этих целей ему следовало кувыркнуться через вбитый в землю нож, осиновый кол либо пень. Наши предки верили, что человека можно превратить заклинанием не только в волка, но и в собаку, кошку, медведя или даже в пень.
Человек не всегда добровольно становился волкодлаком. Колдуны могли по злобе обернуть волками целые свадебные процессии! Обычно это происходило в том случае, если колдуна забыли пригласить на церемонию или оскорбили иным образом. Стать волком также мог тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.
Упырь – существо из мифологии восточных славян. В отличие от африканских зомби (живые, но околдованные люди, принуждённые исполнять чужую волю) русские демоны это те, кто умер неестественной смертью – самоубийцы, спившиеся пьяницы, убитые. Согласно народным поверьям, земля не принимает таких мертвецов, поэтому их обычно хоронили вне кладбища.
Упыри высасывают кровь животных и людей. Чтобы демон не беспокоил живых, его следовало выкопать из могилы и проткнуть осиновым колом. От славян сказания о вампирах (упырях) распространились на всю Европу.
Чернобог (Велес) – один из самых древних русских демонов. Чернобог имел воинские функции, когда его чествовали на пиру славян, каждый из присутствующих должен был произнести слова проклятья. Чёрный бог повелевает уничтожением, смертью и холодом, его изображают в виде человекоподобного идола, выкрашенного в чёрный цвет. Перед тем, как отправиться в военный поход, ему приносили жертвы – коней и пленных.
Наши предки обожествляли силы природы, наделяли их разумом. Поэтому многие русские демоны имели отношение к определённым стихиям: к воде – русалки и водяные, к земле – лешие и шишиморы.
Леший и водяной
Богата русская нечисть на различных существ, охраняющих природные объекты. Представителями этой категории являются лесовик и водяной. Из названия понятно, где они живут и хозяйничают. Их по праву считают полноправными владельцами своих угодий, поскольку они могут управлять подвластными стихиями и причинить много беспокойства и даже вреда нарушителям их покоя.
В старину считалось, что пропажа человека в лесу – дело рук Лесовика. Говорили, что он заманивает в чащу людей, где они теряются навсегда. Водяному приписывали многие случаи утопления. Находясь на самом дне водоема, он следил за всем происходящим, и в случае чего провоцировал такую ситуацию, когда человек уходил под воду и не мог выбраться.
Вместе с лесными и водными хозяевами всегда жила и другая нечистая сила. Это и черти, и русалки. Они также наделялись магическими качествами и могли погубить человека. Много рассказов было о том, что моряков затягивала в водную пучину необыкновенной красоты девушка с хвостом рыбы.
Русская нечисть, проживающая в доме
Особое место в жизни каждого человека занимали те представители загадочных существ, которые жили в непосредственной близости от него. Такая нечистая сила почиталась больше всего. В зависимости от места обитания, различали домового, хлевника, банника. Они имеют примерно одинаковый внешний вид, напоминают маленького человечка, иногда совсем старого, реже довольно молодого.
Домового, хлевника и банника почитали и боялись разозлить. Люди верили, что «хозяин» хлева может навредить животным, а домовой – принести несчастье обитателям своего жилища. Поэтому существует множество ритуалов, призванных задобрить этих существ, сделать их жизнь лучше.
Например, для домового всегда ставили за печкой молоко и отдельный веник. Считалось, что этим он должен насытиться, а с помощью домашнего инвентаря – навести порядок. На новоселье следовало первым делом впустить в дом кошку. Этого зверя домовой почитает особо.
Представители русской нечисти очень многочисленны, а легенды о них спутаны и туманны. Однако не подлежит сомнению то, что наши предки относились к потусторонним силам с почтением. И для этого были все основания, ведь при правильном подходе нечисть может принести немало пользы, например, указать клад. Но это уже совсем другая история…