Хидаругами – «голодные боги» из Японии

Японский фольклор может считаться одним из самых необычных в мире. И наверняка он окажется наиболее богатым: такого количества нечисти и потусторонних существ не придумала больше ни одна народность на Земле. Особенно много у японцев разнообразных призраков. Там найдутся и блуждающие в поисках чего-то духи, и пугающие (эти питаются страхом жертвы), и стремящиеся поговорить – обычно разговор с ними ничего хорошего не сулит. Но самыми странными можно считать хидаругами – призраков, которые делятся собственным голодом.

хидаругами готовится съесть человека

 

Сверхъестественные тонкости

В одном из переводов с японского – который, кстати, считается самым точным по смыслу – «хидаругами» значит «голодный бог». При этом с божественностью эти сущности никоим образом не связаны. По преданию, хидаругами становится душа человека, умершего в горах от голода. Причем трансформация в хидаругами вовсе не обязательно становится результатом такой смерти. Если труп неудачливого путника найден и погребен с соблюдением всех правил, его душа спокойно отправится на перерождение. Но если тело покойника не найдено, если ритуалы не проведены, а о человеке просто забыли – ждите появления в мире нового «голодного бога».

Хидаругами по определению злы – умирая от голода, вряд ли наберешься благодушия, доброты и всепрощения. А еще они мстительны (причем объект мести не персонифицирован, им может стать кто угодно) и обладают своеобразным инстинктом размножения. То есть стремятся сделать себе подобными всех, кого встретят. Для этого им достаточно просто отдать путнику толику собственного неутолимого голода.

 

Признаки нападения «голодного бога»

Атака хидаругами, судя по легендам, – вещь крайне неприятная. Ее объектами становятся одинокие путешественники, идущие горными тропами. Они начинают ощущать непреодолимое чувство голода, подавляющее все остальные ощущения. Обычно голод сопровождает тяжелейшая усталость, даже если путник совсем недавно и продуктивно отдохнул. Нередко к ней присоединяется онемение конечностей, в первую очередь нижних. Так что путешественник просто падает на тропинку, этим полностью отдаваясь во власть голодного призрака.

Японцы считают, что таким образом хидаругами овладевает телом жертвы. В результате она теряет возможность предпринять какие-то меры к своему спасению. Если рядом никого нет, и некому помочь, то человек лежит там, где упал, пока не умрет от голода. Причем, будучи в остальном абсолютно здоровым. Если сильно повезет, объект внимания «голодного бога» выживет, но обезумеет – и не факт, что разум к нему когда-нибудь вернется.

После смерти путник сам присоединяется к сонму хидаругами. Мучимый вечным голодом (определение, как из вампирского романа, не правда ли?), он будет караулить неосторожных путников, чтобы отдать им часть своей ненасытности и породить на свет очередного монстра.

Избежать столь печальной участи достаточно просто. Нужно всего лишь иметь при себе что-нибудь съестное. Пусть его даже будет совсем немного. Даже количество пищи, неспособное накормить котенка, в состоянии спасти человека от превращения в голодного призрака. Японцы считают, что хватит и одного рисового зернышка, только бы оно оказалось под рукой. Поэтому, несмотря на всю свою продвинутость и образованность, жители Страны Восходящего Солнца обязательно берут с собой в дорогу запас еды. Даже если идти им предстоит не больше часа, а дорогу они знают, как свои пять пальцев. И пролегает она по обжитым и оживленным местам.

 

Сказки сказками, но…

К фольклору принято относиться снисходительно. Дети могут бояться барабашки, живущего под кроватью, но взрослые-то знают, что его нет. При этом трудно отмахнуться от рассказов, подтвержденных, говоря «протокольным» языком, свидетельскими показаниями.

В 1736 году некто Сенкичи по своей надобности отправился через горы в другое селение. Туда не добрался, обратно не вернулся, хватиться его не успели. Путешественника нашли совершенно случайно; Сенкичи был почти невменяем, говорить не мог и оказался настолько ослабленным, что его пришлось нести в «корзине». Во всяком случае, именно этот способ транспортировки упомянут в хрониках. Возможно, имелись в виду плетеные носилки.

Когда Сенкичи немного пришел в себя, он поведал, что был атакован целой стаей голодных призраков. Можно было бы списать рассказ на воспаленное воображение и помутнение рассудка, если бы не тот факт, что за несколько дней отсутствия мужчина похудел так, будто голодал месяц.

Другая история имеет более счастливый конец, но менее убедительную доказательную базу. Примерно в те же годы Мизуки Шигеру путешествовал через горы и, по его словам, подвергся нападению огромного отряда хидаругами. У этого путника при себе запас провизии был. Так что он выхватил из сумки щедрую горсть риса и бросил ее в сторону агрессоров. «Голодные боги» немедленно занялись сбором драгоценных рисинок, а находчивый Мизуки сбежал.

Очень интересен отчет, найденный этнографами в одном из храмов. Там говорится о купце, который шел перевалом Ноборио в префектуре Миясаки. Несмотря на то, что путь занял считанные часы, мужчина ввалился в обитель безумно голодным. Монахам пришлось приложить много усилий и чтобы привести его в чувство, и чтобы накормить. Последнее оказалось самым сложным: купец готов был есть часами без остановки. И опять же упоминал встречу с хидаругами.

 

Разные представления об одном явлении

Голодных призраков в разных уголках страны описывают по-своему. Наиболее страшны они в представлении жителей префектуры Сига. Там хидаругами изображаются в виде сущностей, очень близких к голливудским зомби. Мало того, чтобы стать «голодным богом», не обязательно ждать смерти: у одержимого злым духом человека начинает стремительно расти живот, и он начинает настоятельно просить чашку с рисом у всех, кто оказывается поблизости. Самая большая ошибка – сказать, что уже съел свой обед. Тогда новоиспеченный хидаругами набросится и будет рвать живот, надеясь извлечь еще не переваренную пищу. А если еда успела усвоиться, станет есть плоть нечаянной жертвы.

В префектуре Мие японцы уверяют, что голодные призраки бросаются не только на людей, но и на перегоняемый через горы скот. Впрочем, возможно, они этому даже рады: пока злобные духи занимаются животными, у пастуха есть шанс убежать от них на недосягаемое расстояние.

А обитатели префектуры Вакаяма рассказывают о глубокой яме. Она якобы находится где-то поблизости от гор Шокумотори и Окумотори. Это ущелье – пристанище злобных хидаругами, которые подкарауливают неосторожных путников. С другой стороны, местные жители могут не слишком опасаться призраков: достаточно просто не приближаться к их обиталищу.

 

Предупреждение и спасение

На многих картах, выпускавшихся вплоть до начала ХХ столетия, помечались места, где проявляли активность голодные призраки. И на всех без исключения присутствовал совет взять с собой хотя бы немного риса. А в самых хидаругами-опасных провинциях – Сига, Нагасаки, Кочи, Кагосиме и других – на горных тропах издавна оборудованы своего рода святилища. Там можно попросить защиты от «голодных богов». Причем в качестве платы за нее годится даже что-то маленькое и не особенно ценное, например, фигурки деревянных лебедей. Наверное, служители всерьез воспринимают старинные легенды о нападениях хидаругами.

 

Мнение этнографов

Ученые считают, что истории о голодных призраках являются мифологизированными отголосками тех времен, когда сельская Японии постоянно страдала от голода. Однако такая точка зрения разделяется далеко не всеми исследователями. Ведь легенды о хидаругами имеются даже в исторически богатых регионах этой страны.

Несмотря на всю свою ужасную сущность, «голодные боги» относятся к довольно слабым духам. На фоне других фольклорных персонажей, можно сказать, мелочь. Так что горсть риса в рюкзак, немного смелости – и по горам Японии можно гулять без опаски.

 

Фестиваль мертвых, он же Обон

Вообще-то, этот праздник ориентирован на почитание умерших предков. Однако он же может предотвратить превращение человека в хидаругами, если он умер без церемонии и погребения. Или же заставить уже сформировавшихся злобных духов пройти мимо конкретного селения и человека.

 

Вопрос терминологии

К хидаругами частенько относят и гаки – голодных, злых и отвратительных существ. На деле образ гаки пришел в Японию из Китая. Для лучшего понимания на определенном этапе в сознании японцев гаки и хидаругами слились почти воедино. Но все же не до конца: если хидаругами – это души несчастных, которым просто не повезло умереть в одиночестве от голода, то гаки – это духи людей, которые при жизни были жадными, завистливыми и злопамятными. То есть в первом варианте неприятное посмертие – несчастный случай, а во втором – закономерное наказание.

 

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!


 

 

 

 

читайте также:

 

Японская мифология – от демонов к божествам

Лес самоубийц Аокигахара

Знаменитые «ожившие» куклы – нечто большее, чем игрушки?

Томминокеры – опасные подземные жители?

Ифриты исполняют желания или убивают?

Олгой-Хорхой – неуловимый смертоносный червь

Комментарии


Комментариев пока нет. Желаете написать первый?

ваше Имя или Ник

Комментарий