Дьявола ты точно не заинтересуешь. А знаешь, почему?

Принято считать, что Дьявол искушает человека, «подбивает» его на дурные поступки и вообще интересуется его судьбой. А если совершить особый тёмный ритуал, так можно и вовсе продать душу Дьяволу в обмен на земные блага (богатство, славу, власть). Но есть ли дело могущественному Мефистофелю до обычного человека?

Кто такой Дьявол (Люцифер, Шайтан, Сатана, Мефистофель, Молох) – знают практически все. Это падший Ангел, который возглавил мир бесов. А вот в чем же сама сущность Дьявола? На этот вопрос есть много ответов в Библии, в других учениях религии, в обсуждении теософов, в магии. Но все они определяют Дьявола, как изначальное зло, которое всегда противостоит добру в образе Бога.

мужчина с тростью, винтажное фото

Искуситель может быть элегантным...

Это интересно! Одно из имён Дьявола – Люцифер – в переводе означает «Светоносный» или «Несущий свет». Согласно старинному преданию, это был один из самых талантливых и могущественных ангелов. Люцифер посчитал себя равным Богу, за что и был низвергнут в ад. Что поделать – боги не любят конкурентов…

Русское слово Дьявол произошло от греческого диаблос, что означает подстрекатель или же клеветник. Оно передает значение еврейского слова "сатана" (второе имя дьявола) - противник и постоянный враг, обвинитель и часто лжесвидетель. То есть, дьявол (или сатана) - это постоянный противник Бога. И это абсолютно верно! В мироздании все и всегда имеет свои положительные и отрицательные стороны. Как монета, у которой есть аверс и реверс. И если существует изначальное Добро в образе Бога, то должно существовать и изначальное Зло, в образе Дьявола (или Сатаны).

 

Правда ли, что Дьявол – это зло?

У каждого человека существует низкая часть натуры и возвышенная. Существует мнение, что низкую часть своей природы человек назвал дьяволом, а вот возвышенную – Богом. Мы всегда воспринимаем Дьявола, как некую личность, которая постоянно творит зло, вносит распри, подталкивает ко лжи, пробуждает ненависть, полностью безнравственную и коварную. А разве это не самые низкие части натуры самого человека? Ведь, в общем, и Бог, и Дьявол представляют собой единое целое – тот самый аверс и реверс монеты.

а таким представляли Дьявола в Средние века

 

Как правило, Дьявола и Бога воспринимают как извечных противников. Но, согласно теории дуализма, они могут оказаться единым целым. Просто Дьявол – это материальная сторона мира, а Бог – духовная. В целом же они неразделимы, как тело и сознание. И уж точно не являются соперниками друг для друга.

Для большинства верующих Дьявол (или Сатана) – это практически полное отсутствие не только правил, но и морали. Это жизнь только для себя, для своих целей, причем без внимания к окружающим. Ведь, судя по религиозным трактатам, дьявол изначально был Ангелом самого высшего ранга. Потом его обуяла спесь, гордыня и властолюбие, и он пошел наперекор Богу. Именно он искусил Адама и Еву, затем оклеветал их перед Богом.

райский сад, змей искуситель

Искушение Адама и Евы в эдемском саду

 

Стремление к познанию представляет собой естественную часть человеческой натуры. В то время как жизнь в эдемском саду – не более, как жизнь растения в оранжерее. И даже того менее, ведь растения вырабатывают кислород. Нахождение человека в «райских кущах» было вольготным, но бессмысленным. Кто знает, быть может змей-искуситель на самом деле оказал человеку услугу?

 

Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами

Некоторые люди объясняют собственные низкие поступки волей незримого и всемогущего Дьявола. "Это не я виноват, меня к этому Дьявол подтолкнул!" - знакомая отговорка? Лучше обвинить кого-то, чем самому нести за ответ за содеянное.

В каком-то смысле Дьявол действительно является злом, но это зло идет именно от самого человека, от его поступков. В каждом человеке постоянно идёт борьба совести и моральных принципов с низменными побуждениями – стремлением к наживе, чрезмерной гордостью, себялюбием, завистью, эгоизмом.

Старинная индейская притча будет хорошей иллюстрацией. Как сказал дед внуку, в каждом из нас живёт два волка. Один подталкивает тебя к войне, другой жаждет мира. Один – это злоба, коварство, похоть, стремление воткнуть нож в спину сопернику. Другой – милосердие, взаимовыручка, чувство долга и ответственности. И вот эти два волка вечно сражаются друг с другом…

– «Но кто же из них победит?» – спросил внук. Дед улыбнулся и помешал угли догорающего костра.

– «А побеждает всегда тот волк, которого ты кормишь».

Гораздо проще все списать на Дьявола, чем винить себя в собственной слабости и малодушии. Но будет ли такой подход беспристрастным и хоть в чём-нибудь полезным?

 

А разгадка проста – человек слишком ничтожен

Представим себе существование Дьявола не в виде аллегории или принципа, а в виде персоны – мыслящего существа, имеющего некую форму (пусть даже с «традиционными» рогами и копытами). Допустим, что он бессмертен и необычайно умён, что ему ведомы тайны мира настолько сокровенные, что человек не сможет приблизиться к их пониманию даже в самых смелых мечтах.

Теперь появляется вопрос – какое может быть дело такому существу до каких-то людей? Ничтожно малых, смертных, предсказуемых в своих действиях и ограниченных в фантазии. Пожалуй, персонифицированный дьявол проявлял бы не больше интереса к людям, чем сам человек – к колониям микробов, проживающих на поверхности его тела.

Зачем нужен Дьявол, если человек
способен сам создать ад себе и другим?

 

Только чрезмерная, гипертрофированная гордость побуждает человека думать, что ним интересуются боги и дьяволы, что планеты движутся для того, чтобы оказывать влияние на его судьбу. Биологи из Университета штата Индиана подсчитали, что нашу планету населяет около триллиона видов живых существ. Но только человек уверовал в то, что он является венцом творения (некоторые пошли дальше и вовсе объявили себя богоизбранным народом).

Так в чем же она все-таки - сущность Дьявола? В низости помыслов, в мелочности желаний, в подлости и предательстве для достижения своих целей, в аморальности и сластолюбии? Но ведь все это исключительно – человеческие качества и человеческая сущность. Значит, Дьявол представляет собой порождение сознания человека, а не творение Высших Сил?

Ответов на этот вопрос столько же, сколько и религий в мире, сколько мировоззрений, даже сколько личностей на планете. Каждый может объяснить сущность Дьявола по-своему, но общего канона нет.

 

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!


 

 

 

читайте также:

 

 

Валтасар рекомендует:

Гороскоп на сегодня - как пройдёт день?


Гороскоп на завтра - узнайте, что вас ждёт!


Гадание да или нет - точный ответ!