Анимизм – есть ли душа в животном или в камне?
Согласно ранним религиозным убеждениям, душа есть не только у людей. Чтобы пережить суровые испытания первобытной жизни, людям было необходимо жить в родстве с окружающей их природной средой. Наши предки верили, что у животных, растений, предметов и даже у погодных явлений тоже есть душа.
Что такое анимизм?
Анимизм – это вера в то, что все объекты и живые существа обладают душой или духом. Есть мнение, что это самая ранняя форма религии, существовавшая на планете. Термин был придуман английским антропологом сэром Эдвардом Тэйлором, а его латинское происхождение «Анима» означает душу или «дыхание жизни».
Есть ли душа в дереве?
Анимизм был распространен в коренных племенах различных стран и считался примитивной формой религии, которая впоследствии превратилась в современные, организованные монотеистические верования.
Теории Анимизма
Развитие и понимание примитивных культур и религий произошло после того, как европейские исследователи открыли для себя Африку, Индию и Новый Свет - Америку и Австралию. Эти колонизаторы принесли с собой свою религию – христианство и использовали свои собственные стандарты и понимание религии и культуры как критерий для новых цивилизаций, с которыми они столкнулись.
По словам авторов, написавших об этом периоде, колонизаторы были в основном миссионерами. Благодаря своим личным взглядам, миссионеры помечали культуры как примитивные, если аборигены приписывали души вещам (предметам, животным) и верили, что эти «духи» способны общаться с людьми и влиять на их повседневную жизнь.
Ранние теории
Сэр Эдвард Тэйлор опубликовал книгу под названием «Первобытная культура» в 1871 году, в которой описан предполагаемый переход религии от анимизма к политеизму, а позже – монотеизму. Тэйлор оценивал культуру по стандартам Европы 19-го века и поэтому рассматривал анимизм как ошибочную религиозную систему.
Тэйлор предполагал, что примитивная система верований со временем развивалась и становилась более сложной. Учение дополнялось обрядами, призванными повлиять на божеств и демонов. Некоторые ученые полагают, что Тэйлор, возможно, был слишком оторван от культур с анимистическими убеждениями и не понимал, насколько фундаментальны их религиозные взгляды и насколько они связаны с повседневной борьбой за выживание.
Металл, в котором заключена душа
Дискуссия об анимизме и примитивных обществах была распространена во времена Тэйлора и привела к появлению новых религиозных теорий, таких как тотемизм. Концепция тотемизма первоначально была определена как вера в животное, представляющее дух-хранитель человека. Некоторые ученые полагали, что вера в магию и сверхъестественное предшествовала развитию религии.
Современная точка зрения
В 1960 году антрополог А. Ирвинг Хэллоуэлл опубликовал свое эссе «Онтология, поведение и мировоззрение оджибве» (оджибве – индейский народ, ныне расселённый в резервациях США – прим. ред) . Автор провозгласил, что оджибве в Северной Америке приписывают такие качества человека, как чувствительность, умение общаться и личный выбор, таким вещам, как погода, кухонная посуда, камни и т. д.
Антрополог Нурит Берд-Дэвид находилась под влиянием работы Хэллоуэлла. В 1999 году она опубликовала статью, основанную на предпосылке Хэллоуэлла, и добавила, что, возможно, душа человека не жесткая и не привязана к конкретному индивиду. Автор далее утверждает, что душа определяется ее отношениями с ближними и с окружающей средой.
В 2005 году антрополог Грэм Харви опубликовал свою книгу «Анимизм: уважение к живому миру» и высказал оригинальное мнение, что не все люди являются людьми. Он также определил анимизм с точки зрения отношений между вещами.
Примеры Анимизма
Тотемизм рассматривается как подкатегория анимизма. Точно так же фетишизм – это приписывание силы объекту, например, в магии вуду. Практикующие вуду служат духам и имеют дело со скрытым миром тайн, призраков, невидимок и ангелов.
Шаманизм также рассматривается как подкатегория анимизма. Исследователи утверждают, что шаманы общаются с духовным миром и входят в него, погружаясь в транс. Они верят, что чтобы вылечить болезнь в теле, им нужно сначала исцелить душу. Опытные шаманы «общаются» с доброжелательными духами, в то время как менее искусные, или черные шаманы, часто полагаются на помощь злых божеств.
Анимистический образ жизни
Различные анимистические подкатегории связаны с первоначальным желанием человека выжить и получить конкурентные преимущества через общение с духовными существами. Чтобы выжить, людям было необходимо есть мясо животных, даже если они считали их священными.
Анимисты также выразили свое родство с растительной жизнью. Иными словами, последователи некоторых направлений анимизма старались по возможности не употреблять в пищу те или иные сорта растений.
Для европейцев в эпоху открытий цивилизация была конечной целью. Они однозначно верили в превосходство развитого общества. С их точки зрения, все, что отличалось от их идеала, было неполноценным, и его нужно было изменить. Но какое влияние европейская цивилизация оказала на «примитивные» народы?
С современным движением к гармонии с природой и духовным миром, кажется, мы возвращаемся к нашим «варварским» истокам. Но в каком случае человек действительно достиг своего идеала: в развитом обществе, которое превозносит нарциссизм и жадность, или раньше – когда он пытался жить в родстве со всеми живыми существами?
читайте также: |
Японская мифология – от демонов к божествам
Асгард – обитель скандинавских богов
Комментарии
Комментариев пока нет. Желаете написать первый?
ваше Имя или Ник
Комментарий