История создания Атлантов в Новом Эрмитаже
Новый Эрмитаж, построенный в середине XIX века в Санкт-Петербурге, стал первым зданием в России, возведённым специально для публичного музея. Проект этого архитектурного шедевра разработал приглашённый императором Николаем I немецкий архитектор Лео фон Кленце. Важной деталей стали статуи Атлантов, которые должны были не только украсить крыльцо Эрмитажа, но и символизировать силу и величие искусства.

Идея украсить вход музея статуями Атлантов пришла к фон Кленце во многом благодаря древнегреческой мифологии. Существует мнение, что прототипами этих статуй стали огромные фигуры, которые когда-то украшали храм Зевса в Агридженто на Сицилии. Изначально Кленце рассматривал возможность установки кариатид — женских фигур, но император Николай I отверг эту идею, предпочтя статуи Атлантов, которые более чётко символизировали мощь и устремление к величию.
Эскизы и создание
Эскизы статуй были выполнены немецким художником Иоганном фон Гальбигом, а модели из глины создал русский скульптор Алексей Иванович Теребенёв. За свою работу над глиняными моделями Теребенёв получил звание академика, что подтверждает высокую оценку его мастерства.
Процесс создания гранитных статуй был трудоёмким и продолжительным. Для этих массивных фигур был выбран гранит, который был доставлен из окрестностей города Сердоболь, ныне известного как Сортавала. Работа над атлантами длилась два — по другим данным, три года. В процессе создания годами трудились 150 каменотёсов, разделённых на бригады. Каждая бригада была ответственна за определённую часть статуи, например, за резьбу рук или ног. Лица великанов, которые становятся центром внимания, вылепил сам мастер Теребенёв.
Установка и завершение
Статуи были установлены в 1848 году, за четыре года до окончания строительства самого здания Нового Эрмитажа. Эти величественные фигуры стали неотъемлемой частью архитектурного облика музея, привлекая внимание посетителей и передавая атмосферу могущества культуры и искусства, которые представлены в Эрмитаже.

Атланты в Новом Эрмитаже олицетворяют не только физическую силу, но и культурное наследие, которое хранит этот знаменитый музей. Их создание стало результатом совместных усилий выдающихся мастеров своего времени и символизирует величие искусства, которого стоит защищать и сохранять для будущих поколений. Соединив древнегреческую мифологию и современное искусство XIX века, изваяния служат вечным напоминанием о значимости культурного наследия и художественного творчества.
Переплетение традиций и новых идей
Статуи Атлантов, стоящие на входе в Новый Эрмитаж, представляют собой уникальный пример того, как классическая древнегреческая мифология может быть переосмыслена и адаптирована в контексте русской культуры. Это не просто копии античных статуй, а произведения искусства, своеобразно интерпретирующие образ Атланта и обогащенные национальным колоритом.
Нестандартные образы
В традиционной греческой скульптуре Атлант изображался могучим гигантом зрелых лет, с выразительным торсом, суровым выражением лица и окладистой бородой. Этот образ символизировал физическую силу и зрелость. Однако, создавая Атлантов для Эрмитажа, скульптор Алексей Теребенёв и архитектор Лео фон Кленце приняли решение пойти по другому пути.

Атланты в Эрмитаже изображены как безбородые, красивые юноши. Этот выбор символизирует не только физическую привлекательность, но и ассоциируется с идеалами молодости и новые начинания. Такой подход можно рассматривать как стремление авторов к обновлению и изменению восприятия мифологического героя, представляя его не только как символ силы, но и как образ будущего и надежды.
Элементы русского колорита
Уникальность Атлантов в Эрмитаже также проявляется в их наряде. В отличие от традиционных гигантов, которые в греческой культуре часто изображались в простых набедренных повязках, эрмитажные Атланты облачены в шкуры медведей. Этот выбор не случаен — он отсылает к русской культуре и фольклору, подчеркивая связь произведения искусства с национальными традициями.
Образы юношей, подпирающих портал, дополняют венки из колосьев, что также способствует созданию особого колорита. Венки символизируют плодородие и связь с землёй, что тесно переплетается с русской историей и множеством мифов.
Конспирология и суеверия вокруг Атлантов Эрмитажа
Величавые статуи не только поражают огромными размерами и художественной выразительностью, но и окружены множеством интересных мифов и легенд. Среди них можно встретить как конспирологические теории о их происхождении, так и народные поверья.
Одной из наиболее обсуждаемых теорий является утверждение о том, что две из десяти статуй Атлантов практически идентичны — около 97% сходства. Это обстоятельство вызывает вопросы о том, как такое сходство могло быть достигнуто в эпоху, когда художественная работа выполнялась вручную. Есть предположение, что такие точные копии могли быть созданы с помощью неизвестной технологии, возможно, даже 3D-печати, что наводит на мысли о вмешательстве высокоразвитой цивилизации.
Хотя эти идеи скорее относятся к области фантастики, они привлекают внимание и стимулируют интерес к Атлантам как к объектам искусства и загадки одновременно.
Местные жители верят, что эти статуи охраняют город. В годы Великой Отечественной войны один из Атлантов был поврежден в результате обстрелов — снаряд попал в торс фигуры, оставив заметную «рану». Несмотря на это, гигант остался стоять, что придало жителям уверенность в его защитной силе. Следствие взрыва также повредило ноготь на ноге Атланта, что породило интересное поверье: если потереть это повреждение, то можно избежать пуль и снарядов во время боевых действий.
С тех пор это место стало притягивать внимание не только к самим статуям, но и к возможности взаимодействия с историей через ритуалы и обращения к олицетворению силы. Ноготь Атланта, к слову, так и не был восстановлен, что добавляет таинственности этому каменному воину.
Кроме того, существует традиция, связанная с пальцами ног Атлантов. Молодожёны часто приезжают фотографироваться у статуй, и существует поверье, что, если пара дотронется до правого пальца Атланта, у них родится мальчик, а если до левого — девочка. Эта особенность привлекает множество новобрачных, которые хотят добавить немного магии и традиций в свое начало совместной жизни. Ну и конечно, гиганты исполняют заветные желания прикоснувшихся к ним людей!
читайте также: |
Цитадель Святого Духа в Люксембурге, Часовня Гласис и Шенгенский замок
Старый Стамбул – какой он сегодня? Немного фото из Турции
Дворец Топкапы в Стамбуле и его чудесные внутренние дворы
Собор Святого Марка – чудо Венеции
Комментарии
Комментариев пока нет. Желаете написать первый?
ваше Имя или Ник
Комментарий