Лошади в магии и мифологии

 

С давних пор многие животные участвовали в процессе создании магической символики. В частности, коней и лошадей часто можно встретить в фольклоре и легендах в различных культурах. В кельтских землях лошади поклонялись, как божеству. В библейском пророчестве, в шестой главе откровения Иоанна Богослова упоминаются четыре всадника Апокалипсиса, восседающие на конях белого, рыжего, вороного и бледного цвета. Лошадь встречается во многих мифах и легендах. Образ этого животного часто используют в магии и магических ритуалах.

 

 

Кельтская богиня-кобылица

Эпона была богиней лошадей, конной кавалерии и коневодства, почитаемой древним кельтским племенем, известным как галлы. Ее изображали в виде молодой женщины, сидящей на белой лошади (символе чистоты) верхом, или управляющей колесницей, запряженной несколькими лошадьми. Многие домашние хозяйства, особенно те, которые содержали лошадей, мулов или ослов, имели статуи Эпоны на своих домашних святынях.

Богиня Эпона

Богиня Эпона – покровительница лошадей

Часто Эпону представляли вместе с пони или жеребенком, а в руках женщина держала символы плодородия – плоды, корзину с зерном и т.п. Интересно, что она была одним из немногих кельтских божеств, которым поклонялись римляне, и в Римской империи официально праздновали день богини Эпоны на ежегодном празднике 18 декабря.

На фестивале Эпоны поклонники отдавали дань лошадям, воздвигая святыни и алтари этим прекрасным животным в своих конюшнях. Также практиковалось и принесение в жертву других животных во имя богини Эпоны. Историки говорят, что причина, по которой Эпона была принята римлянами, была из-за любви их военных к лошадям. В ее честь возводили храмы и другие культовые учреждения. Но с падением Римской империи всяческое поклонение Эпоне начало активно искореняться священниками и епископами.

Легенда гласит, что Эпона родилась от белой кобылы, от мужчины, который не очень любил женщин. По словам Плутарха, Фульвий Стелла «ненавидел компанию женщин» и поэтому решил вместо этого сосредоточить свое желание на кобыле. Хотя эта история рождения Эпоны является популярной, это очень необычное начало для кельтского божества.

 

 

Волшебная лошадь Одина

В скандинавской мифологии Один, отец всех богов, едет на восьминогом коне по имени Слейпнир. Это мощное и волшебное существо появляется как в поэтической форме, так и в прозе. Конь упоминается в поэмах «Старшей Эдды»: в речах Гримнира, в снах Бальдра, в песне о Хюндле, в речах валькирии Сигрдривы.

Дерево лучшее — ясень Иггдрасиль,

лучший струг — Скидбладнир,

лучший ас — Один,

лучший конь — Слейпнир,

лучший мост — Бильрёст,

скальд лучший — Браги

и ястреб — Хаброк,

а Гарм — лучший пес.

«Старшая Эдда», Речи Гримнира.

Загадка о Слейпнире и его покровителе – боге Одине:

Тогда Гестумблинди сказал:

Что это за двое,

у которых десять ног,

три глаза

и один хвост?

Конунг Хейдрек,

думай над загадкой.

— Это Один скачет на Слейпнире. (ответил Конунг Хейдрек)

Отрывок из «Загадки Гестумблинди» в саге о Хервёр и Хейдреке.

Конь Слейпнир

Конь Слейпнир – порождение Локи,
управляемый богом Одином

Согласно легенде, родителем Слейпнира стал Локи – бог хитрости и обмана. Он забеременел от коня Свадильфари, приняв вид кобылы, чтобы спутать планы мастера – строителя стены, защищающей от великанов. Кобыла (Локи) призывно заржав, побежала в лес, жеребец Свадильфари погнался за ней, и строитель тоже. В результате строительство не было окончено вовремя, и Локи успешно справился со своей задачей.

Изображения Слейпнира были найдены на резьбе по камню, они датируются восьмым веком. Многие исследователи считают, что Слейпнир, с восемью ногами вместо обычных четырех, является представителем шаманского пути, которое подразумевает, что происхождение этой лошади может уходить далеко назад в протоиндоевропейскую религию.

 

 

Лошади в гадании

В книге «Древняя норвежская религия в долгосрочной перспективе» авторы Андерс Андрен, Кристина Дженнберт и Катарина Раудвере рассказывают об использовании лошади в качестве гадательного инструмента ранними западнославянскими племенами. Этот метод, называемый hippomancy (дословно переводится как гадание на лошадях) включал разведение священных лошадей для использования в качестве оракулов.

Гадание совершалось, когда лошадь шла по двум копьям, расположенным в земле перед храмом. Маг определял исход рассматриваемого вопроса по поведению лошади, которая переступала копья и касалась (либо нет) копытом копья. Данный процесс шаманства очень напоминает гадание «да или нет», интерпретаций которого существует великое множество!

Иногда лошадь является символом гибели и отчаяния. Смерть – один из четырех всадников Апокалипсиса, и каждый из четырех ездит на лошади разного цвета. В Книге Откровений смерть приходит на бледном коне:

«И я посмотрел, и вот бледный конь; и имя его, кто сидел на нем, было Смертью, и ад последовал за ним. И дана им власть над четвертой частью земли, чтобы убивать мечом и голодом, и со смертью, и с животными земли».

 

Всадники Апокалипсиса

Всадники Апокалипсиса

Интересно, что это изображение Смерти повторяется в Таро поскольку карта Смерти обычно изображается как всадник на спине бледного коня. Тем не менее, важно помнить, что эта карта на самом деле не означает физическую смерть. Скорее, это символ трансформации и возрождения. В этом контексте можно было бы рассматривать лошадь как руководство в путешествии к новому началу. Если лошади магические, и они могут ходить или летать между мирами, возможно, присутствие лошади указывает на то, что это изменение не просто материальное или физическое, а то, что оно проникает в нашу душу.

 

«Конские» символы защиты

Подкова. Повесьте железную подкову «рожками» вниз, чтобы злые духи не попадали в ваш дом. Подкова, найденная на обочине дороги, была особенно мощной и, как известно, обеспечивала защиту от болезней.

Череп коня. Помимо подковы, в народной магии часто встречается череп лошади. В некоторых странах считается, что лошадь способна обнаруживать злых духов, поэтому некоторые маги хранят череп после смерти лошади.

 

Череп коня

Череп коня нередко используется в магических ритуалах

Лошадиные черепа были найдены под очагами и дверными проемами в нескольких местах в Англии и Уэльсе. В Элсдоне, Ротбери, интересное открытие было сделано в 1877 году во время реконструкции городской церкви. На официальном сайте города есть такие сведения:

«Когда церковь ремонтировалась в 1877 году, в небольшой полости чуть выше колоколов были обнаружены три конских черепа. Возможно, они были помещены там как языческая защита от молнии или для улучшения акустики, или даже как акт освящения».

 

грациозная лошадь

Лошади – поистине волшебные создания!

В своей работе «Тевтонская мифология» Джейкоб Гримм рассказывает о магии, скрытой в голове лошади. Он передает рассказ о скандинавском барде, который был изгнан из королевства правителем Эйреком и королевой Гунхильдой. В качестве мести бард создал то, что называлось «пустяком, предназначенным для проклятия врага». Он вкопал деревянный кол в землю, приставил к нему голову лошади и повернул ее передней частью к королевству, послав гекса королю Эйреку и Гунхильде.

«Римский полководец Цейцина Северус достиг места поражения Варуса германскими племенами под предводительством Арминиуса, в 9 году нашей эры, у реки Везер, он увидел множество голов лошадей, прикрепленных к стволам деревьев. Это были головы римских лошадей, которых немцы пожертвовали своим богам».

 

 

 

читайте также:

Комментарии


Комментариев пока нет. Желаете написать первый?

ваше Имя или Ник

Комментарий