Охота на ведьм: в застенках «святой» инквизиции
Уже давно цивилизованные страны мира отказались от наказаний за колдовские действия, привороты и заговоры. Но так было не всегда. В далеком XV веке поборниками веры была объявлена самая настоящая охота на ведьм. В те страшные и жестокие времена по обвинению в колдовстве были казнены различными способами десятки тысяч женщин и мужчин.
Любой донос или жалоба на человека расценивались в качестве неопровержимого доказательства его виновности. Клеймо колдуна настигало каждого человека, обладающего незаурядными способностями. К тому же недоброжелатели могли оклеветать «чернокнижника», для этого даже не требовалось предъявлять какие-либо доказательства.
Обвинение в связи с дьяволом было отличным способом избавиться от неугодных соседей или просто отомстить давнему врагу. Так можно было решить любой конфликт, просто оклеветав человека и сообщив властям о его «магических» действиях. Подозреваемых жестоко пытали. Инквизиторы без устали изощрялись в самых немыслимых методах ведения допроса.
В мрачную эпоху средневековья
В те времена, когда охотой на ведьм священнослужители занимались с разрешения властей, по всей Европе были нередки случаи сожжения обвиненных в колдовских действиях. Сейчас сложно понять и объяснить ту невероятную жестокость и безумие людей, с фанатичным рвением занимавшихся поисками подозреваемых в чародействе.
Роль церкви в охоте на ведьм была огромной. В равной доле были одержимы этой идеей, как католики, так и протестанты. Что интересно: среди представителей обеих конфессий встречались служители, которые категорически выступали против подобных расправ.
Епитимья – особый вид наказания, налагаемый на кающегося грешника. Чаще всего в качестве епитимьи использовался денежный штраф. Также инквизиторы могли заставить грешника ходить в рубище, каждый день читать молитвы определенное количество раз и т.п. |
Известны случаи, когда сами инквизиторы пытались остановить процессы, происходившие в Южной Европе. Охота на ведьм в этих районах носила не такой жестокий характер, как на территории средневековой Германии. Казнь выступала исключительной мерой, в большинстве случаев на обвиняемых просто налагалась епитимья.
Причины неоправданной жестокости
Чем были спровоцированы массовые расправы над невинными людьми? Можно выделить несколько причин: священнослужителям переходило имущество казненных «еретиков», юристы желали карьерных достижений во время громких процессов; простые люди жаждали стать очевидцами кровавой расправы над «преступниками». Правители держав получали возможность укрепить отношения с духовенством и занять «зрелищем» простой народ.
Инквизиторы вовсе не считали, что ведьма обязательно должна быть сгорбленной старухой, колдующей над большим котлом с зельем. Как показывают исторические факты, под подозрение мог попасть человек любого возраста, социального положения, вероисповедания и пола. Бывали случаи, когда обвиняемыми выступали даже дети. Около четверти казненных за колдовство людей были мужчинами.
Одним из самых жестоких борцов с чернокнижием был Томас де Торквемада. Этот представитель ордена доминиканцев был инициатором преследования евреев и мавров в Испании.
Томас де Торквемада («Torquemada» в переводе – «горящая башня») – величайший инквизитор эпохи Средневековья. Отличался аскетичными наклонностями и крайним фанатизмом. На его совести сотни сожженных людей и около 2200 актов аутодафе. Торквемада является основателем испанской инквизиции. |
Была ли охота на ведьм способом избавиться от неугодных людей или священнослужители верили в законность и благость своих действий? А может колдуны на самом деле доставляли столько беспокойства жителям той эпохи? Увы, на земле не осталось ни одного человека, способного дать исчерпывающие ответы на эти вопросы…