Абсолютная осознанность
Издавна в японских воинах воспитывалась неусыпность в чувствах и осознанность в действиях. Это краеугольный камень души воина, все остальное - стрельба, фехтование - лишь способы достижения для раскрытия этих качеств.
Давным-давно жил знаменитый учитель стрельбы из лука – мастер Риндзай. У него было много учеников и последователей, но было много и недоброжелателей. Часто стрелы мастера пролетали мимо цели, и тогда его враги злорадно вопрошали: «К чему называть его великим лучником? Ведь его стрела не попала в цель!». На что его ученики отвечали: «Достижение цели - это не главное. Главное - правильно начать путь к этой цели».
Однажды когда Мастер сидел, погрузившись в размышления, ему доложили, что его желает видеть человек, называющий себя величайшим лучником на свете. Риндзай решил взглянуть на него.
Это была правда. Все стрелы незнакомца ложились точно в круг. Даже когда на его согнутый локоть поставили пиалу с водой, стрелы продолжали стремительно лететь точно в цель. Сам же он стоял совершенно спокойно, подобно крепкой скале.
Мастер, посмотрев на это искусство, лишь покачал головой. «Ты обладаешь прекрасной техникой, но ум твой и сердце не знают покоя», - промолвил Риндзай: «Спокойно лишь твое тело. Давай проверим твое мастерство, в другом месте. Согласен ли ты?».
Незнакомый мастер с усмешкой кивнул. Они пришли на утес, под которым разбивались об скалы бушующие волны. Учитель спокойно отступал назад, пока треть его ступней не оказалась над бездной. Тогда он предложил лучнику встать рядом и выстрелить. Как только тот подошел к краю обрыва, его руки затряслись и побледневшими губами он произнес слова отказа.
Мастер Риндзай, спокойно стоя над бездной, произнес: «Человек, владеющий своими чувствами, не обращает внимания на внешнее. В его душе ни пропасть, ни огонь не вызывают изменения. Но твои глаза и твои чувства в растерянности. И ты надеешься поразить цель?»