Анабаптизм - протестантское религиозное движение
Во времена Реформации от основных течений протестантизма отделилось новое течение - анабаптизм. Создавались новые добровольные религиозные сообщества, в основе которых было целеустремлённое соблюдение новозаветных традиций.
1525 год вошёл в историю как начало анабаптизма. В Цюрихе под руководством Кондрата Гребеля незначительная группа верующих отошла от последователей Цвингли. Усилилась роль священника протестанта, реформаторы предлагали создавать свободные церкви. Необходимо отметить, невзирая на то, что эти, как их называли, Швейцарские братья, хоть и преследовались церковными и светскими властями, постепенно смогли найти отклик в сердцах простых людей.
Развитие одного их течения наблюдалось в Южной Германии и Моравии, параллельно в Нидерландах формировалось движение Мено Симонса. Американские меннониты происходят от швейцарских и голландских течений анабаптизма.
В 1533 году Якобом Гуттером в Моравии были основаны колонии гуттеритов, поселившиеся в Южной и Северной Дакоте, Парагвае и Канаде. Они как всякий священник протестант придерживались христианского коммунизма, использовали описанную в Деяниях апостолов практику иерусалимской общины в качестве образца.
В своих сочинениях священник протестант 16-го века нередко представлял врагов своих в качестве крестьянских бунтовщиков. Особенно ярко это проявлялось в Тюрингии там, где на восставших оказывал своё влияние Томас Мюнцер. В начале своей деятельности ни один священник протестант не был сторонником энтузиастического пророчества и насилия. После 1879 года обнаружены объёмные архивные документы, показывающие, что взгляды церкви резко отличались от взглядов священников протестантов по вопросу о союзе между государством и церковью.
Руководящей моделью анабаптистов стала раннехристианская церковь.
По их утверждению, церковь совершила «грехопадение» при Константине, и церковная жизнь нуждается в восстановлении.
Критика обычаев
Анабаптисты критически относились ко многим церковным обычаям. В церковных законах анабаптисты видели ограничение свободы Духа. В каждом верующем, по убеждению священника протестанта, живёт Дух Божий, руководящий верующим. Название течения анабаптизм в переводе с греческого «вновь погружаю» образовано от существующей практики повторного крещения взрослых людей.
Священное писание не представляло для анабаптистов абсолютного авторитета. Только личную веру священник протестант считал основной религией. Анабаптисты требовали упрощения церковных и феодальных привилегий и выражали идеи коллективного землевладения. Реализация этих идей должна стать, по их мнению, началом царства божьего на земле.
Томас Мюнцер - руководитель анабаптистов, за проведение анархических выступлений, прошедших после 1520 года, был изгнан из Цвиккау и приступил к проведению проповедей по всей Германии. Оставшиеся анабаптисты подняли восстание. Часть восставших удалось арестовать, остальные перебрались в Виттенберг. Но в 1522 они изгнаны и оттуда.
Мюнцер - глава восставших в 1524 году крестьян, в 1525 - схвачен и казнён. В Германии с новой силой начались преследования анабаптистов. В это время анабаптизм развивается в Нидерландах и Швейцарии. В Германии новая группа анабаптистов возникла в 1529 году. Её основатели - Иоанн Матисен и Иоанн Боккольд объявили себя пророками и в 1534 году в городе Мюнстере создали Мюнстерскую коммуну. Все, не принявшие крещение, изгнаны из города, а мюнстерское епископство приступает к осаде.
Матисен погибает в бою. Боккольд коронуется и создает двор по королевскому типу. В 1535 город взят войсками епископов, Боккольд и его соратники казнены.
Анабаптисты разбежались в Чехию, Моравию, Англию, Голландию, некоторые позже перебрались в Северную Америку.
Теперь в учениях священника протестанта просматривались пацифистские настроения и надежда на второе пришествие Христа. Их последователи так же отвергают всякого рода насилие, отрицают военную и государственную службу.
Баптистами и квакерами заимствованы некоторые идеи анабаптизма.