Дзен буддизм: философия нерушимых истин

 

Дзен буддизм – это одно из самых сложных для понимания ответвлений буддийского учения. Зародившись в Китае в тринадцатом веке, он особенно широко распространился в Японии и стал доктриной самураев, в чьих железных руках была сосредоточена вся политическая власть.

Поэтому во времена расцвета ордена самураев, в 14-16 веках, дзен-буддизм в странах Юго-востока стал главным направлением среди приверженцев исповедующих учения Будды.

Учение дзен-буддизма является, пожалуй, самым уникальным и непонятным для европейского человека. Мы с  нашим конкретным и не привыкшим трудиться сознанием, не можем сразу воспринять простые и ясные для восточного человека вещи. Ведь учение дзен основывается на передаче самой сущности божества (в данном случае Будды) без всяких священных книг, писаний, всяких мистических обрядов и прочих таинственных манипуляций.

Дзен – буддизм   не является религией, в узком аспекте, но это и не  философия, хотя он воплощает в себе все философии восточных учений. Он не приемлет логического анализа, не учит, как действовать, а лишь указывает путь, по которому следует идти для приобретения внутреннего созерцательного опыта.

философия дзен буддизм

Целью дзен-буддизма, или как его еще называют в Китае – Чань – буддизма, является просветление ума и приобретение внутреннего опыта для достижения свободы от всех внешних помех и условностей.

Согласно концепции Чань, психический потенциал человека наиболее полно раскрывается, когда его мышление становиться неосознанным, спонтанным, не связанным никакими нормами и правилами. Правильное ощущение сознания приходит, когда человек не концентрирует свои мысли на проблеме, а доверяет свои мысли, краешку подсознания, смотря на все происходящее внутри себя как бы боковым зрением.

Эти качества достигаются в результате систематических занятий медитацией - «Дхьяна-дзен»  что зачастую толкуется как «размышление», но это в корне неправильно. «Дхьяна-дзен» - медитация, которая не имеет объекта сосредоточения, она  приводит к освобождению разума, без мыслительного процесса.

 

 

Где искать последователей дзен - буддизма?

В самом чистом виде дзен-буддизм практикуется в монастырях. Только в Японии таких общин насчитывается около шестидесяти. Эти обители удалены от внешнего мира, расположены в лесах или на труднодоступных горных склонах, где послушников ничто не отвлекает от внутреннего мира.

В основном при монастырях практикуют два направления дзен: школа Ринзай, более динамичная и более значительная и школа Сото, статичная и менее распространенная. Но в направлении любой школы цель – достижение озарения, явившееся Будде. Именно достижению этой цели и способствует практика «Дхьяна-дзен».

Адепты этого направления буддизма считают, что постигший таинства этого учения человек, обладает разумом подобному зеркалу. Он воспринимает, но не хранит, не отрицая ни дурного, ни хорошего, а лишь скользя краем незамутненного сознания по туманным образам своего очищенного разума. Нет цели, подавить свои мысли, нет цели, удержать их или вмешиваться в их течение. Это достигается тренировкой осознания своих ощущений, мыслей и чувств.

Цель – кристальная ясность сознания, в котором все происходящее снаружи или внутри уходит, только отразившись в сознании, мимолетно, так как облако в жаркий летний день, отражается от водной глади. Философия дзен-буддизма в общих ее чертах, воспитывает ум спокойный, невозмутимый, но не праздный и совсем не бездеятельный. Человек, следующий этому восточному учению, достигает полной гармонии своей личности, через постижение истины, которая скрыта глубоко в сознании человека.

 

 

 

читайте также:

Комментарии


саша:

хлопни себя по лицу и узнаешь

хмм)) зачем сразу по лицу? лучше по лбу :) катц! ) но видишь ли, Саша, хлопок одной ладони подобен беззвучному обвалу в горах :)

Наталья:

И в тебе это пока еще есть...

Ностальгия:

Что мне больше всего нравится в дзен буддизме, так это нестандартное мышление его последователей.

Вы когда нибудь задумывались над тем, как звучит хлопок одной ладони?

ваше Имя или Ник

Комментарий