Свадьба по-якутски: задабриваем духов и чтим традиции
Суровый и таинственный край, берега которого омываются водами ледяного океана, а значительную часть суши занимает бесконечная тундра, называется Якутия. Здесь живут удивительные люди, верящие в могущественных духов и свято соблюдающие свои древние традиции. Одной из них является старинный свадебный ритуал, о котором и пойдет сегодня речь.
Духи правят бал
Согласно древнему якутскому преданию, всё, что охватывает человеческий взгляд, подчинено власти духов. Довольный дух защищает человека и его жилище от нечисти, приумножает поголовье скота, обеспечивает охотника крупной добычей. Прогневанный человеком дух насылает на него несчастье. Добыча уходит от охотника, рыба обходит сети, вся семья страдает от тяжелых болезней и, в конце концов, умирает.
Благополучие семьи якута также целиком и полностью зависело от настроения духа. Мужчина, сумевший расположить к себе эту сущность, имел несколько жен, первая из которых занимала главенствующее положение.
Процесс сватовства
В далекие времена число новорожденных мальчиков значительно превышало число новорожденных девочек. Родители будущих невест заранее присматривались к потенциальным женихам. У самого ловкого и везучего всегда было больше шансов получить в жены настоящую красавицу.
От крепкого здорового мужчины рождался точно такой же сын. Следовательно, если хочешь, чтобы твоя дочь жила в полном достатке – выбирай хорошего свекра. Подобрав жениха, предки невесты договаривались с его родителями насчет калыма (выкупа). После отъезда сватов невеста не должна была покидать свою половину юрты до их возвращения. Некоторые бедолаги сидели взаперти больше недели, потому как Якутия огромна и дом жениха от дома его невесты могли отделять сотни миль.
С 18 века положение дел значительно изменилось. Теперь уже родители жениха подыскивали ему невесту. Если невеста соглашалась на брак, то разговор заходил о размере калыма. Порой выкуп за невесту был настолько велик, что будущий жених становился наемным работником своего тестя. Был у молодого человека и другой вариант. Он мог втереться в доверие к будущим родственникам, а затем украсть свою невесту.
Готовь приданое!
Свадебный наряд и приданое невесты якуты готовили заранее. Каждая девушка должна была иметь не менее трех комплектов одежды, сшитых ею самостоятельно. Узоры на этих нарядах свидетельствовали об истории, славе и благосостоянии ее рода. Также, в приданое входило: одежда, предназначенная для жениха, украшения из серебра, шубы, шкуры и некоторое количество лошадей.
Родня невесты шила ей новый гардероб, так как со старыми вещами в дом мужа девушку не брали. Одевали новобрачную перед свадьбой лишь самые ближайшие родственницы. Молодая невеста стояла на шкуре белой кобылицы. Главным украшением девушки являлся тюсюлюк – набедренный пояс, выполненный из серебряных подвесок, говорящий о девичьей невинности. Следом шли три платья, безрукавка, легкое пальто и богатая шуба. Завершали убранство серебряные украшения, меховая шапка с расшитыми рукавицами и лицевое покрывало.
Во время отъезда невесты из отчего дома, к седлу ее коня родня привязывала мешки со старой одеждой. Возле дома суженого мешки протыкались ножами и выбрасывались, чтобы всякая нечисть не вошла в новый дом.
На пороге юрты будущего мужа стояла опытная женщина, которая по звону серебряных украшений определяла невинность новобрачной. Нежный и мелодичный звон говорил о целомудрости, а приглушенное бренчание – о позоре. Двести лет назад вердикт «опытной» старухи мог довести уличенную в нечестности девушку до самоубийства.
Нескончаемый праздник
Если невеста прошла тест на порядочность, жених с друзьями собирали калым и направлялись к ней в дом. В юрту невесты жених входил один. Его друзья оставались снаружи. Там у огня сидели родители невесты и шаман, который лил в огонь масло для задабривания духов и читал по таинственным знакам будущее молодой семьи.
Затем жених приглашал своих друзей, те дарили родителям невесты подарки, и начиналась свадебная пирушка до самого позднего вечера.
Поутру жених направлялся в юрту, расположенную по соседству. Там его ждала невеста. Молодой человек протягивал новобрачной кнут, та брала его за кнутовище, и суженый выводил свою избранницу на улицу. По пути к дому новобрачного нужно было сделать не менее девяти остановок. Всякий раз невеста в дар Хозяйке земли оставляла на остановке меховую подстилку.
В юрте нареченного повторялась та же процедура, что и в юрте суженой. После того, как духи были задобрены, родственники жениха рассматривали приданое невесты и хвалили его.
Свадебная пирушка длилась как минимум три дня. Все это время гостям подносилось богатое угощение, а юноши состязались в стрельбе из лука, борьбе, прыжках и беге.
Семейная жизнь
Как во время свадебного процесса, так и длительное время после него, жена скрывала свое лицо от свекра и старших родственников мужа под покрывалом. В доме родителей мужа ей следовало находиться в специально отгороженном месте и не попадаться на глаза свекру. Этот обряд избегания длился до 7 лет, а в некоторых случаях даже до старости.
Тем временем, зять не мог предстать перед старшими сестрами и тещей без головного убора и длинной рубахи, которая скрывает колени. В противном случае, на молодую пару могла быть наслана порча, способная причинить вред и всему потомству.
Если у молодых людей жизнь не заладилась, они могли расстаться. Бесплодную жену или рожающую только девочек можно было отправить обратно к ее отцу и возвратить калым. Недовольная своим супругом жена могла сама забрать приданое и вернуться в родительский дом. К счастью, удачные браки случались гораздо чаще, и вели к укреплению дружбы между различными родами.