Вампиры в славянском фольклоре – как появлялись истории о вурдалаках
Легенды об опасных существах, которые питаются чужой кровью или плотью, существуют уже более тысячелетия. В то время как славяне первыми создали мифы и легенды о вампирах, какими мы их знаем, месопотамская, еврейская, древнегреческая и римская культуры иначе описывали в своих произведениях предшественников современных вампиров.
Хотя сегодняшние мифы о вампирах изменились по форме и содержанию, они все еще являются частью культуры многих народов. Благодаря романам Энн Райс и Стефани Майер, а также кинематографу (сериал Сумерки) мы сегодня представляем их себе как романтических, увлекательных и опасных существ.
Девушка вампир охотится на мельника
Однако «первые» вампиры не были такими. Они были продуктом человеческих подсознательных страхов и потребностей, воплощая в себе многие недостатки общества.
Когда у людей не было другого объяснения ужасных вещей, произошедших в прошлом (чума, туберкулез), они винили в этом сверхъестественные силы и вампиров.
Между 16 и 19 веками мало что было известно о том, что происходит с телом после смерти, поэтому, если определенный труп просто не гнил, местные жители сжигали тело, думая, что это был вампир.
Без «упырей», Савы Савановича* или «wąpierz» никогда бы не попали в этот мир Дракула, Франкенштейн и, вероятно, Дарт Вейдер. До сих пор вампиризм был важной мистической частью истории каждой культуры.
*Сава Саванович – персонаж повести «Спустя девяносто лет» сербского писателя Милована Глишича и югославского фильма ужасов «Лептирица» («Бабочка» 1973). История основана на реальных событиях. По сюжету, мертвец Сава по ночам приходил на водяную мельницу, чтобы высосать кровь ночующих там работников. Говорят, что в 2012 году старая мельница, стоявшая на реке Рогачице, где некогда проживал Сава Саванович, рухнула.
В этой статье собраны различные славянские мифы о вампирах и вурдалаках. Истории пришли к нам от Балкан, через Чехию, Словакию и Польшу до России, Украины и Беларуси.
Южнославянские мифы о вампирах
В южнославянском фольклоре Сербия считается родиной вампиров. Немногие сербские слова получили международное признание, но одно из них известно всем. Слово «вампир» произошло из Сербии.
В XVIII веке австрийские официальные лица отметили, что славянское население в регионе Воеводина на севере страны (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи) выкапывало и повторно убивало трупы, называя их «вампирами».
В последний раз люди в Сербии чувствовали себя запуганными злыми вампирскими силами всего несколько назад, когда рухнула старая мельница, в которой якобы жил Сава Саванович.
Поскольку традиции на Балканах очень устойчивы, неудивительно, что люди в странах бывшей Югославии по-прежнему очень серьезно относятся к вампирам.
Сава Саванович
Легенда о Саве Савановиче восходит к началу 19 века; события происходили в деревне Зарожье. Рассказывали, что Сава жил на старой водяной мельнице на реке Рогачица, убивал и пил кровь местных мельников. Савановича официально называют первым вампиром в Сербии (на самом деле это неправда).
Петар Благоевич
В 1725 году в деревне Кисильево (затем перешедшей из Османской империи в Австро-Венгерскую империю) Петар Благоевич, простой деревенский парень, умер при странных обстоятельствах.
За его смертью последовала серия из девяти смертей в течение следующих восьми дней. Пострадавшие на смертном одре утверждали, что Благоевич якобы укусил их за горло. Его жена также утверждала, что он приходил к ней и просил свои туфли (сербские opanci).
Жители села решили осмотреть труп Петара на наличие признаков вампиризма (отрастание волос, бороды и ногтей), а также попросили присутствия при эксгумации представителя местной администрации и священника.
Эксгумация тела показала, что местные жители были правы. Тело не разложилось, волосы, ногти и кожа были в идеальном состоянии. Но самый главный и отличительный признак вампиризма присутствовал полностью: рот покойника был в крови.
Люди были возмущены и напуганы увиденным. Они снова убили Благоевича, ударив его ножом в сердце, после чего сожгли труп.
Отчет был опубликован в Wienerisches Diarium (сегодня он известен как Die Wiener Zeitung) , благодаря чему шокирующая история широко распространилась по Европе.
Это происшествие способствовало повальному увлечению вампирами в Англии, Франции и Германии в конце 18 века.
Арнольд Поул (Арнаут Павел)
История сербского хайдука (солдата), Арнаута Павла, восходит к 1726 году и, как полагают, она также положила начало эпидемии вампиризма в странах Западной Европы.
Арнаут Павел был косовским сербом, который после переезда в северный регион подвергся нападению то ли волка, то ли огромного нетопыря – летучей мыши. Животное укусило парня, и тот уверовал, что он теперь может превратиться в вампира. Арнольд решил обезопасить себя и принял меры. В ой местности существовало поверье – чтобы не превратиться в вампира, нужно вымазаться в крови настоящего упыря и съесть горсть земли из-под его гроба. Он пошел в лес, где обнаружил странную нору – предполагаемое жилище вампира.
Лезть в логово было страшно, но парень превозмог себя и заполз в нору, где и правда обнаружил спящего вампира, который выглядел как живой. Арнольд разрезал запястье трупа и набрал в припасенную бутылочку вампирской крови. Затем он наскреб земли из-под ложа упыря, и съел ее – ведь он не хотел стать нечистью, сосущей кровь по ночам! Парень обмазался черной вампирской кровью с головы до ног, а также умыл свое лицо. Теперь ему ничто не угрожало – он сделал все так, как советовали древние рецепты.
Казалось, что эти техники помогли ему пережить атаки вампиров, но они не спасли его от перелома шеи в смертельном падении, которое положило конец его мирской жизни.
Как и Петер Благоевич, Арнаут Павел превратился в вампира после физической смерти. Говорят, что он якобы убил 16 человек в селе Медведжи, куда приехал после службы и стал фермером. Но эта история заслуживает более пристального внимания.
Юре Грандо
Соседняя с Сербией Хорватия тоже не была застрахована от проявлений вампиризма в 17 и 18 веке.
Юре Грандо был сельским жителем из Истрии, который скончался в 1656 году. Его описывали как стригон, или штригун, что на местном языке означает существо, напоминающее чернокнижника или того, кого в 18 веке начали называть вампиром.
Согласно легенде, Юре терроризировал свою деревню в течение 16 лет после своей смерти. Якобы ночью он вставал из могилы и стучал в двери домов некоторых жителей. Через несколько дней кто-то из их семьи умирал. Он также приходил по ночам к своей жене и домогался ее, но получал отказ.
Местным жителям это надоело, и было решено откопать труп Юре и пронзить его сердце заостренной палкой боярышника. Священник прочитал несколько молитв изгнания нечистой силы, за которыми последовало обезглавливание трупа. После этого терроризирование крестьян в Истрии прекратилось.
читайте продолжение статьи: истории о вампирах (2 часть)
читайте также: |
Вампиры и оборотни - по ту сторону зеркала
Шабаш ведьм – ночные полеты на метлах
Комментарии
Комментариев пока нет. Желаете написать первый?
ваше Имя или Ник
Комментарий