Славянские мифы о вампирах, вурдалаках и упырях – часть 2
Первое, что приходит в голову, когда заходит речь о вампирах, – это жутковатая, но элегантная и привлекательная готическая мода. Поэтому неудивительно, что в самом готическом городе Европы, столице Чешской Республики Праге, есть такой богатый сборник мифов о вампирах.
Читайте также: как появились вурдалаки – часть 1.
После триллера 1935 года «Знак вампира», в главной роли которого снимался венгерский актер Бела Лугоши, Прага неизменно ассоциируется с вурдалаками и упырями. Археологические раскопки кладбища 10-го века в 1990-х годах, которое местные жители в прошлом использовали исключительно для захоронения вампиров, еще раз подтвердило эти идеи.
Польша также может похвастать мифами о монстрах, сосущих кровь. Но первоначальный смысл слова вампир в переводе с польского языка означает пророк (vjesci, wieszczy).
Вампир Либавы
Город Либава (совр. Лиепая, Латвия) – родина исконных богемцев, это место, откуда произошли самые ранние легенды о вампиризме. Там в 1250 году вампир покинул свою гробницу, чтобы напасть на спящих в городе женщин и детей.
Местные жители якобы опознали его как недавно скончавшегося жителя Либавы, при жизни бывшего важным и известным человеком.
Легенда гласит, что, чтобы избавить город от кровососа, жители Либавы наняли охотника на вампиров из Венгрии. Он заманил вурдалака на колокольню церкви, украв его саван. Когда вернувшийся кровосос обнаружил пропажу своего облачения, он потребовал от охотника вернуть ему одежду. Венгерец ответил, что вампиру следует прийти за ним, поднявшись на самую вершину колокольни. Вурдалак в ярости стал забираться на каланчу, но венгерец столкнул его с лестницы лопатой, после чего то упал на землю и был обезглавлен.
Вампир из Блов
Монтегю Саммерс, автор «Вампира в Европе» (The Vampire in Europe, 1929), описал историю упыря из европейской деревни Блов. Мыслата был местным пастухом, поднявшимся из могилы. Он убивал своих односельчан. Мыслата бродил по улицам и выкрикивал имена своих знакомых, когда узнавал их. Через несколько дней эти люди умирали, заставляя других жителей дрожать от страха перед созданием ночи.
Чтобы остановить череду смертей, местные жители эксгумировали тело Мыслаты и вонзили кол в его сердце. Вопреки распространенному мнению, это не остановило вампира. Он вернулся в еще более жутком состоянии, смеясь и пугая жителей деревни. Легенда гласит, что он даже благодарил их за то, что они предоставили ему палку, чтобы прогонять собак.
Люди, наконец, избавились от ужасного пастуха, заколотив его тело кольями из терновника, после чего сожгли его дотла.
Нелапси ненасытный
В то время как большинство вампиров питаются человеческой кровью, Нелапси идет ещё дальше и высасывает кровь из домашнего скота. Хотя происхождение этого мифа доподлинно неизвестно, можно только предположить, что Нелапси был придуман для объяснения какого-то великого мора домашнего скота. К слову, подобным образом объясняется и существование чупакабры.
Очевидцы говорили, что когда Нелапси не пьет кровь вашей семьи или вашей свиньи, он смотрит на вас. Для большинства людей взгляд не так ужасен, как истечение крови, но взгляд Нелапси чертовски плох, поскольку легенда утверждает, что он способен убить большое количество людей одним взглядом. Здесь прослеживается аналогия со сглазом и порчей.
Говорят, что Нелапси забирался на церковную колокольню и смотрел на горожан сверху вниз, убивая их взглядом. Со временем имя «нелапси» стало нарицательным. Так стали называть немёртвых – тех, кто, однажды умерев, встаёт по ночам и пьёт кровь живых.
Разоблачать нелапси нужно, пока он ещё находится в могиле. Если обнаружить отсутствие трупного окоченения, неразложившуюся плоть, открытые глаза или отросшие завитки волос, скорее всего, это нелапси. Легенда также утверждает, что у монстра было два сердца на две души (см. двоедушники – вымысел или правда?).
Предотвратить превращение трупа в нелапси можно было с помощью особых ритуалов захоронения, таких как размещение монет, зачарованных трав или христианских символов в гробу или засыпание семян проса в рот, нос трупа и по дорожке кладбища.
Вампир Вьески из польши: Vjesci, Vjeszczi или Vjescey
Вьески – чудовище, сосущее кровь людей, произошло из польского фольклора. В отличие от распространенного мнения, что человек превращается в вампира после укуса вурдалака, поляки считали, что определенным людям суждено стать vjesci с рождения.
Можно было предотвратить превращение новорожденного в vjesci, сняв, высушив и измельчив колпачок с его головы, а затем скормив его человеку на седьмой день рождения.
Есть логическое объяснение, почему старые поляки боялись заражения, поскольку примерно 1 из 80 000 рождается внутри всего мешка с амниотической мембраной. И хотя русские славяне считали, что «родиться в рубашке» это означает удачу, поляки были убеждены, что эти люди были vjesci, проклятыми.
Легенда гласит, что vjesci отказывался принимать причастие в момент своей смерти. По мере того как их тела медленно охлаждались, щеки и губы сохраняли яркий красный цвет, а под ногтями и на лице можно было найти кровь.
После погребения, в полночь, vjesci возвращался к жизни, чтобы съесть свой погребальный саван и часть своего трупа. Он возвращался домой и высасывал кровь из членов своей семьи, соседей и друзей.
Чтобы защититься от атаки vjesci, следует:
- Накормите каждого умирающего Евхаристией (святым причастием);
- В гроб покойника насыпать землю;
- Положить распятие под язык трупа;
- Иногда внутри гроба помещалась сеть. Идея заключалась в том, что узлы на сети должны быть развязаны (один узел в год), прежде чем вампир сможет снова подняться.
Также можно поместить тело лицом вниз в гроб, чтобы вместо того, чтобы вернуться в мир живых, vjesci только углубился в землю.
Упырь Допиеч – Кровавое Колено
Живя ничем не примечательной жизнью бездомного (но не нищего), Допиеч получил свое прозвище за то, что часто посещал самые дешевые пабы, где допивал остатки чужого пива.
Однажды он выпил красное вино из стакана, который принял за оставленный напиток. Человек, чей стакан это был, возмутился и потребовал, чтобы Допиеч купил ему новый напиток. Поскольку у последнего не было денег, незнакомец рассердился, нанес ему ножом смертельную рану и даже в гневе укусил за предплечье.
Что произошло после, доподлинно неизвестно. Версии расходятся. По одной Допиеча кремировали, а его прах развеяли на лугу. Другая версия гласит, что урну с его прахом поместили в общую могилу с другими нищими. И хотя ранее Допиеч был сожжен, он проснулся вампиром, которым стал, скорее всего, после укуса незнакомцем.
Этот новоиспеченный вампир на самом деле был добр и мягок, слишком застенчив, чтобы нападать на людей на кладбище (бедняжка). Вместо этого он ждал, пока кто-нибудь споткнется, упадет и порежет колено, после чего Допиеч набрасывался на него и слизывал кровь с раны.
Мягкосердечный (или просто трусливый?) вампир ожидал, когда чей-нибудь ребенок упадет с качелей в соседнем парке и поранится. И тогда Допиеч начинал слизывать кровь с ран поранившегося малыша. Он был слишком боязлив, чтобы идти дальше нескольких улиц, поэтому он в основном бродил по кладбищу, буквально никого не пугая. А поскольку малыши, падая, в основном обдирали коленки и получали ссадины на ногах, то вампиру Допиечу дали прозвище – Кровавое Колено (по-польски «крваве колено»).
Восточно-славянские мифы о вампирах
Самыми уникальными, вероятно, являются восточнославянские мифы о вампирах. В России нежить называли упырями (упирами), а позже – вурдалаками (вурдулаками). Русские упыри / вурдулаки обладают многими чертами типичных вампиров, но они не обязательно пьют кровь или носят это имя.
В Украине и Беларуси легенды о вампирах несколько более традиционны, за некоторыми исключениями: украинский вампир не обязательно должен быть мертвым и может начать пить кровь людей еще при жизни. У него также есть крошечный хвост.
Первым документом, в котором упоминается славянское слово «вампир», была Русская Книга Пророчеств, написанная в 1047 году для новгородского князя Владимира Ярослава. Текст написан на проторусском / общеславянском языке.
Священник из текста был назван Упир Личи, что означает «злой вампир». Этот термин, скорее всего, был введен южными славянами, скорее всего, болгарами, к которым они в значительной степени тянулись в этот период христианского лидерства.
Упир. Скорее всего, производное от украинского «упыр», в современной России этот термин часто ассоциируется с ведьмами или колдунами. В конце 10 века славяне на Руси начали проповедовать христианство, поэтому любое мистическое колдовство было связано с понятием ереси, отклонением от православной веры или язычеством.
Распространенным верованием в восточном православии было то, что тело не могло бы нормально разлагаться, если бы умерший не был частью церковного общения. Таким образом, некрещеные или отлученные от церкви люди рисковали стать упырями (упирами).
Прижизненный еретик после смерти стал бы упиром. Маги, также известные как кудесники, фарфоры или колдуны, чаще всего становились упирами.
Ведьм, продававших свои души дьяволу, сектантов, отвращающих людей от истинной веры, или «нечистых мертвецов» не хоронили на кладбищах, поскольку их считали грешниками.
Обиры. В Украине и Беларуси упыри или обиры были существами, похожими на людей, с большой толерантностью к боли и гипнозу. Они могли стать вампирами в случае смерти в результате самоубийства, колдовства или другого действия черной магии.
У вампиров не было контроля над своим голодом и агрессивным поведением. В народных сказках и легендах они представлены как варварские, жестокие и кровожадные существа хищного характера. Однако их можно было убить путем кремации.
Смерть на свадьбе
В произведениях А. Н. Афанасьева конца XIX века рассказывается о солдате, который пришел домой в гости только для того, чтобы встретить вампира-колдуна. Солдат взял его с собой на свадьбу (а почему бы и нет?), где вампир напал на молодоженов и высосал их кровь (какой шок!).
Несмотря на ужас от увиденного, солдат сел и долго разговаривал с вампиром, чтобы найти способ остановить трагедию. В ходе разговора вампир открыл свою тайну. Чтобы оживить молодоженов, понадобилось собрать их кровь и закачать ее обратно в вены пары. Затем солдат отвел жителей деревни на кладбище, где люди выкопали тело вампира и сожгли его.
Как и многие другие истории того периода, эта также имела целью показать важность заботы о сообществе.
В русской классической литературе и фольклоре часто упоминаются вампиры: от Алексея Толстого (повесть «Упырь») и Михаила Булгакова (роман «Мастер и Маргарита») до Николая Гоголя (сборник сказок «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Собака и труп
Это еще одна восточнославянская легенда, в которой упоминаются вампиры, но она служит пропагандой социального поведения. В этой истории один парень часто прогуливался по лесу с собакой, а за ними крался и подглядывал вампир. Однажды в полночь они прошли мимо кладбища и увидели стоящий перед ними труп.
Парень решил незаметно пройти мимо, и собака последовала за ним. Но мертвец их заметил и полетел вслед за ними. У молодого человека не хватило мужества отбиваться от нечисти и он побежал. Но как он был удивлен, увидев, что его собака напала на труп!
Счастливый, что ему ничего не пришлось делать, парень побежал к своему дому. Собака продолжала драться, пока труп не упал замертво на землю, а затем последовала за хозяином. Однако когда пес, наконец, догнал хозяина, то рявкнул и укусил его.
Родные парня задавались вопросом – что случилось с некогда покладистой и добродушной собакой? Но когда они услышали всю историю, то сказали: «Ты плохо поступил. Собаке противно твое трусливое поведение, и она имеет на это полное право».
Собаку держали на цепи целый год, чтобы она успокоилась, но как только ее отпустили с поводка, она снова напала на хозяина, поэтому семье пришлось убить ее.
Вместо послесловия
Какими бы дикими и странными ни казались легенды и мифы восточных славян, славянский фольклор дает чудесное представление о жизненном укладе, страхах, мечтах и надеждах людей того времени.
Концепция вампиров и подобных им существ была разработана для объяснения обычно необъяснимых ужасных событий, таких как массовые смерти, эпидемии, неурожаи или гибель домашнего скота. Тем не менее, легенды остаются с нами, как в восточной, так и в западной культуре славян. И в наше время они вдохновляют больше, чем когда-либо.
читайте также: |
Хелен Дункан – последняя английская ведьма
Быть вампиром – это круто или страшно?
Могила вампира была найдена в Италии
Комментарии
Комментариев пока нет. Желаете написать первый?
ваше Имя или Ник
Комментарий