Марена – славянская богиня смерти, связанные ритуалы и традиции

 

Марена, также известная как Мара, Марзанна, Морена, Морана, (на украинском, польском, словацком и чешском языках соответственно), является языческой славянской богиней. В зависимости от обстоятельств и особенностей культуры, она символизирует окончание (умирание) зимы, возрождение природы весной. Ее имя нередко связывают с колдовством и кошмарами. Марена – кто это, подробно рассказывает «Валтасар».

богиня Марена с жезлом

Согласно мифам, Марена – дочь богини весны Лады и ее мужа бога Сварога или Сварожича. Она признана покровительницей подземного мира и символизирует конец физической жизни смертных на Земле.

Богиня Марена – интригующая мифологическая фигура, поскольку она объединяет зиму и смерть и олицетворяет  возрождение природы и плодородие. Фактически, можно сказать, что Мара представляет собой различные этапы переходов в жизни человека. Кроме того, она связана с гаданием и колдовством. Ее образ в виде чучела или наряженного деревца используют славяне в конце зимы, как прогоняющий холода и приветствующий наступающее тепло.

 

Марена в дохристианские времена

До того, как на славянские территории пришло христианство, Марзанне поклонялись как богине урожая. Она также была удостоена чести появлением в многочисленных языческих ритуалах и церемониях.

Ее основные темы – погода, зима, весна, защита, смерть и возрождение, цикл изменений и рост. Физические символы, которые представляли это божество, были куклами, сделанными из натуральных материалов, таких как дерево (или соломка), а также воды в форме льда и снега.

В древнеславянских обрядах смерть Марены знаменует конец зимней стужи. Это событие символизирует возрождение тепла или, как полагают, богини Костромы, также известной как Лада или Весна, которая олицетворяла приход весны.

 

 

Имя и этимология

Имя Марзанна имеет протоиндоевропейский корень, где «мар» или «мор» означает смерть. По мнению некоторых славянских фольклористов, имя богини могло быть первоначально связано с римским богом войны Марсом, имя которого можно встретить в различных формах, таких как Мамерс, Мармор или Мамуриус.

Схоластические индоевропейцы связывают Марену с Марсом, поскольку он изначально был земледельческим божеством. Корень названия также связан с латинским «mors», что означает «смерть», и русским «mor», что переводится как «мор».

Другие теории связывают богиню Мару с германским и славянским злым духом «кобылой», который, как полагали, вызывает ночные кошмары и сонный паралич.

Вам может понравиться: Самые распространенные страшные сновидения – ТОП-10.

Слово «мара» означает «сон» на украинском и белорусском языке. Но термин также может интерпретироваться как «видение» или «галлюцинация».

 

Сжечь или утопить?

На территории Польши, Словакии, Литвы и Чехии существовал традиционный ритуал утопления и сжигания чучела Марены в конце зимы. Этот языческий обряд присутствует и сегодня.

В прошлом день этого славянского народного обычая приходился на четвертое воскресенье Великого поста. Позже его отмечали 20/21 марта, в первый день весны.

Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке (а иногда и то, и другое). Кукла может быть маленькой, размером с марионетку, или оно может быть похоже на манекен.

Луна, богиня и солнце

Ритуал сжигания/утопления Марены символизирует конец зимней тьмы, празднование первого дня весны и возрождение природы.

В «Варшавском голосе» (англоязычная газета в Польше и Центральной Европе) писатель и репортер Том Гэлвин описывает свой опыт народного ритуала, проводимого в честь Марены. По словам Гэлвина, местные жители создали большую фигуру женщины из лохмотьев и обрывков одежды. Затем ее бросили в реку в первый день весеннего календаря.

По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением. Также упоминается двойной обычай, когда местные девушки украшали сосну цветами и разноцветными шарами, а затем носили ее по деревне.

Связанная статья: Дни Силы в магии – точные даты для колдовства.

Местные жители также разделяли многочисленные суеверия относительно утопления Марены, например, что нельзя касаться чучела, когда оно находится в воде, или смотреть на него по дороге домой. При этом считалось неудачей, если кто-то споткнется или упадет в процессе ритуала.

 

 

Антропологический анализ утопляемых и сжигаемых чучел показывает, что эти практики произошли от обрядов жертвоприношения, направленных на выращивание богатого урожая.

Вера в то, что сжигание символа, изображающего богиню Марену, однажды устранит всякие неприятные аспекты его присутствия, в данном случае зиму, и, таким образом, принесет новый расцвет весной, – это колдовская практика, которую антропологи описывают как подражательную магию.

подожженное чучело

В исторических записях тех лет утопление Марены описывается как ритуал с соломенным чучелом, увешанным безделушками и красивыми тряпочками, лоскутками и лентами. Чучело передавали группе детей, украшали зелеными можжевеловыми ветками, а затем возили его по деревне на тележке. В процессе шествия «богиню» по пути окунали в ручьи или лужи.

Вечером местные молодые люди брали чучело и зажигали ветки можжевельника, чтобы осветить Мару, а затем выносили ее из поселка и сбрасывали в реку или озеро.

 

Утопление Марены – значение в католичестве

Католики полагали утопление Марзанны языческим обычаем. Из-за этого было несколько попыток запретить это. Однако народный обычай был достаточно сильным и повсеместным, чтобы возобладать над запретами католической церкви.

В начале XVIII века Церковь безуспешно пыталась заменить этот обычай христианским обычаем сбрасывать чучело с церковной башни (чучело символизировало Иуду). Сегодня этот обычай традиционно приходится на день весеннего равноденствия. Как упоминалось ранее, утопление чучела Марены изначально было произведено в Белое воскресенье, а затем 21 марта.

Сегодня Марзанна воспринимается как символ зимы, но также как славянская богиня, правившая как земным, так и подземным миром. Самый главный ритуал в ее честь – утопление – интерпретируется как символическое нисхождение этой богини в подземный мир с надеждой на новое возрождение. Жертвенный аспект ритуала связан с попыткой умиротворить зиму и избежать суровых условий.

 

 

 

читайте также:

Ваал (Баал) – бог или демон?

Демоны сенобиты из «Восставших из Ада»

Демон Абаддон – тот, кто сеет хаос

Джинны в восточной мифологии

Кликуши, бесноватые, одержимые – помогает ли им отчитка (экзорцизм)?

Когда к тебе приходит Дьявол… Реальные истории об одержимости

Комментарии


Комментариев пока нет. Желаете написать первый?

ваше Имя или Ник

Комментарий