Костюм - на выход
(Из сборника рассказов "Моя русская литература")
Ни один самый лучший закон и весь государственный аппарат не сделает и тысячной доли того, чего можно достичь улучшением нравов.
В жилищно-эксплуатационной конторе (ЖЭК) дворники меняются часто, работы у них много, зарплата маленькая. Месяц, два и люди уходят.
В одно лето дворником в ЖЭК устроился молодой мужчина. Высокого роста, нормально сложен, внешне физически здоров, но по лицу было видно, что с психикой не всё хорошо. На мизерную пенсию по инвалидности взрослому человеку не прожить. С первой и второй группой инвалидности на работу не берут. В его случае, возможно, была третья (рабочая) группа, с которой работать принимают или же в ЖЭКе был острый дефицит кадров, а может и просто по-человечески пожалели. Факт тот, что его взяли на вопреки существующим правилам. Руки ноги на месте, чего без дела-то сидеть.
Надо отметить, что трудился новый дворник добросовестно.
Резало глаза и сердце, что одевался он крайне бедно. Понятно, что и работа у него была не самая чистая, и как говорит старая русская пословица: «не иметь плохого - не носить хорошего». Но его одежда была того хуже.
Если он сам и не стыдился своего вида, то жильцы дома его материальное положение понимали с одного взгляда. И, наклонив голову, избегая встречи в глаза, делая вид, суетно спешили мимо.
Для жильцов утренняя встреча с новым дворником была ежедневной встряской их совести. Возникало острое чувство вины и стыда перед этим человеком. Вины за себя и за общество – по-детски не зрелое, не развитое, задавленное и не самостоятельное.
Психически нездоровый человек убирал мусор, разбросанный «здоровыми» людьми. Кто о ком должен заботиться? - Больной ли человек о здоровых или здоровые люди о больном? Кто в этом случае фактически психически не здоров и морально болен? Парадоксальность и дикость ситуации была невыносимая.
Чем бы этому человеку помочь, что для него сделать? Как бы ему возместить долг за «здоровых» взрослых людей-детей. – Думал, Сергей. – Надо сделать, так, чтобы он от помощи не отказался и при этом его бы не оскорбить.
Среди мужчин стало «модным»: на охоту, на рыбалку, на природу, на работу в полевых условиях носить хлопчатобумажные костюмы из камуфляжной ткани. Легко, комфортно, удобно. Сергей посмотрел примерно какого роста новый дворник, прикинул размер одежды, поехал в магазин и купил обычный, рабочий «спецназовский» костюм.
Прямо отдать в руки незнакомому человеку нельзя – можно обидеть.
Сергей зашел в домоуправление. Мастера со всех участков сидели вместе в одной комнате. Обратившись к ним, Сергей спросил, знают ли они того нового дворника?
- Знаем.
- А у кого он на участке?
- У меня. Что, убирает плохо? - Ответила полная женщина, лет за сорок.
- Нет, напротив, убирает хорошо. Он сюда в контору заходит?
- Да, бывает.
- Тогда передайте ему, пожалуйста, вот этот костюм. Скажите, что это рабочая спецодежда выдается в домоуправлении дворникам, как премия, за хорошую работу.
Все присутствующие, сразу всё поняли и заулыбались. На хорошее уговаривать никого не надо, люди сами с радостью соглашаются помочь.
Прошло пару недель, но дворник продолжал работать в своём изношенном тряпье.
Нельзя подойти и спросить – передали ли ему. Если отдал, значит, не пропадёт.
Может в домоуправлении, есть и другие, кому нужнее, кому ещё больше требуется, чем ему - тому и передали.
Спустя какое-то время дворник уволился.
Остались порожденные им вопросы:
- Кто психически болен, тот дворник-инвалид или бессмысленное богатство?
- Почему до сих пор предмет обучения «Нравственное воспитание» не преподают в школах так же, как родную речь?
- Не является ли безнравственность – воспитанным уродством общества?
- Имеют ли право безнравственные без отбора быть во власти и, находясь там, своими делами причинять ущерб народу?
- Что бывает с государством и с обществом, когда физически здоровые, красивые, но нравственно незрелые люди приходят к управлению?
- Не по причине ли безнравственности в мире случается всякий кризис?
- Разве не знаем, что страдаем единственно от безнравственности и невежества?
В ответах на эти семь вопросов есть начало и конец человеческим бедам.
По нынешнему «справедливому» закону – вычитают 13% подоходного налога с «копеечной» зарплаты у этого бедного дворника-инвалида, которому не достает средств на одежду, отрезая часть от его скудного «куска хлеба». И наравне с нищим бедолагой берут 13% налога с миллиардеров, строящих «шубохранилища», не знающих применения сумасшедшим деньжищам, награбленным у народа. Некоторые в роскоши живут так, словно они вечные. Живут без стыда перед людьми и перед Богом.
Достаток и умеренность это – ум. Богатство и чрезмерность это – безумие.
P. S. В тот же год осенним днем в городе Сергей на улице случайно встретил того самого молодого мужчину-дворника. Он шел гордо, высоко подняв голову. Поношенная, облупленная на рукавах куртка из черной искусственной кожи, была нарочито нараспашку, а под ней был тот самый новенький камуфляжный «спецназовский» костюм.
По-видимому, более лучшей одежды - «костюма на выход» у него и не было.
Сергей взглянул в его открытое лицо. Оно излучало человеческое достоинство и самоуважение. – Мужчина-инвалид чувствовал себя Человеком.
В то же самое мгновение это чувство, как вспышка молнии, огнём, передались в сознание и отозвались в душе у Сергея. - Он тоже почувствовал себя Человеком.
Даже ради одного момента этого чувства - стоит бороться, терпеть и жить.
Каждый. Несомненно. Я уверен. – Каждый может стать в жизни Человеком.
автор: Владимир Гарматюк.
Россия, г. Вологда.
2011 г.
читайте также: |
О том, как мне пришлось поверить в оборотней
Комментарии
Комментариев пока нет. Желаете написать первый?
ваше Имя или Ник
Комментарий