Меннониты – кто это, и каковы их убеждения?
Меннониты – это группа анабаптистов, названных в честь вдохновителя идеи Менно Симонса (1496-1561). Меннониты привержены принципам ненасилия, непротивления и пацифизма. По религиозным убеждениям, они почти не берут в руки оружие (за исключением охоты) и отказываются от службы в государственной армии. Их основное занятие – земледелие, ведение домашнего хозяйства и рождение детей. Их цель – вера в Бога и труд на земле.
Меннониты - это религиозная община, ориентированная на исторические ценности и принципы, в основе которых лежит притяжение к вере и любви к ближнему своему. Они живут по строгим правилам и обычаям, которые определяют их образ жизни и социальные отношения.
В мире существует много разных групп, которые называют себя меннонитами, прежде всего потому, что они ссылаются на лидера-основателя организации – Менно Симонса, и на свою позицию в отношении ненасилия и пацифизма. В отличие от христиан, крещение они принимают в зрелом возрасте (а не во младенчестве), когда осознают необходимость в этом.
Содержание статьи:
Ранние меннониты в Европе были хорошими трудолюбивыми фермерами, они обрабатывали бедные почвы и превращали их в плодородные. Часто государственные органы забирали у общин облагороженную землю и тем самым заставляли меннонитов двигаться дальше, поскольку они не оказывали никакого сопротивления. Так началась миграция протестантов в Америку, и колонисты приветствовали их.
Всего в мире существует около 2 100 000 меннонитов в 87 странах мира (статистика от 2015 года). Из общего числа 32% меннонитов находятся в Северной Америке. Около 35% приходится на Африку, 20% - на Азию, почти 10% - на страны Карибского бассейна и Латинской Америки и около 3% - на Европу.
Происхождение меннонитов связано с Реформацией в Европе в XVI веке, когда Мартин Лютер и другие протестантские религиозные деятели выступили против догматических учений католической церкви. Эти пасторы и проповедники нашли единомышленников в различных краях Европы, в которых стали создавать свои церкви и общины.
Одной из таких общин стали меннониты, которые получили свое название в честь нидерландского пастора Менно Симонса, который был одним из лидеров этой религиозной общины в XVI веке. Основные убеждения меннонитов - это духовное единство, покаяние и доброта, а также отказ от насилия и военных действий.
Образ жизни
Меннониты отвергают технический прогресс, живут отшельнической жизнью. В их общинах не используется электричество, телевидение, интернет, связь, какая-либо техника, облегчающая жизнь. Отшельники все время занимаются земледелием и сельским хозяйством, а также следят за состоянием дорог – эту обязанность вменили им власти, взамен предоставив возможность пользоваться землей.
Свой быт меннониты обустраивают самостоятельно, продавая хлебобулочные изделия, молочную и овощную продукцию магазинам, специализирующимся на продаже экологически чистых продуктов. На вырученные деньги покупают недостающие предметы быта, стройматериалы, ткани.
Меннониты – кто это?
Досуг здесь практически отсутствует. Они не развлекаются, даже не слушают музыку. Алкоголь у них под строгим запретом по религиозным убеждениям, но они и не испытывают желание его употреблять. Их жизнь – это работа, а также общение с Богом.
В общинах может быть лавка с товарами первой необходимости, а также церквушка, пастор которой регулярно читает прихожанам проповеди. В поселениях напрочь отсутствуют клубы, дискотеки, кафе и прочие увеселительные заведения.
Фотографироваться отшельники не любят и редко соглашаются на то, чтобы их запечатлели на пленку. В объектив пожилые меннониты предпочитают не смотреть. Но маленькие дети и подростки не боятся направленной в их сторону фотокамеры. Впрочем, современные меннониты разрешают вести съемку, и не только на фото, но и на видеокамеру.
Жениться меннонитам разрешено только на девушках из своих общин.
Правила в одежде
Поскольку меннонитов иногда путают с амишами, многие считают, что члены группы придерживаются строгого дресс-кода. В действительности форма одежды зависит от конкретной церкви и традиций.
Во многих современных меннонитских поселениях нет строгого дресс-кода. Тем не менее, в некоторых наиболее консервативных группах одеваются таким образом, чтобы подчеркнуть скромность и отделение от общества. Женщины могут носить закрытые платья и головные уборы.
Все члены общины носят похожую одежду, которую зачастую шьют для себя сами. Для мужчин характерны рубахи и комбинезоны из износостойкой грубой ткани, для женщин – длинные однотонные или цветастые платья с рукавами, закрывающими плечи. Детей в общинах одевают так же, как и взрослых.
Как в общинах растят детей
С самого раннего возраста малышей приучают к труду. Для девочек первой работой становится дойка коров и коз, кройка и пошив одежды, вязание, приготовление пищи. Мальчики-подростки наравне со взрослыми мужчинами обрабатывают землю, пасут скот, заготавливают дрова на зиму. Но труд с ранних лет не означает, что малыши вовсе лишены детских радостей. У них есть игрушки, изготовленные тут же, в общине, руками местных умельцев.
Детей меннониты обучают сами, в своих общинах. Отшельники высоко ставят грамотность, считая ее важнейшей потребностью общества. Здесь вы не найдете неграмотных людей. Достигнув определенного возраста, дети садятся за парту.
Малышей учат письму, чтению и счету. Все, что преподают в школе, непременно должно носить утилитарный характер. Например, уроки геометрии обязательны – мальчикам нужно знать, как правильно построить дом. Также дети учатся механике, чтобы знать, как ремонтировать повозки. Изучают в школе математику и английский язык, которые необходимы для торговли.
Особенности веры
Основой их убеждений являются догмы, соответствующие большинству христианских традиций. Меннониты верят в то, что «через жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа Бог предлагает спасение от греха и новый образ жизни для всех людей». В крещении церковь видит знак очищения и свидетельство «Божьего дара Святого Духа».
Меннониты также поощряют практику мытья ног. «Верующие, которые омывают ноги друг другу, показывают, что они разделяют тело Христа. Таким образом, они признают свою частую потребность в очищении, возобновляют свою готовность отпустить гордость и мирскую силу, и предлагают свою жизнь в смиренном служении и жертвенной любви».
Тем не менее, группа также считает, что, если «совершивший ошибку член секты грешит без покаяния и отвергает даже наставления собрания», он или она могут быть отстранены или отлучены от церкви. Но проповедники будут продолжать молиться за оступившегося, чтобы этот человек был восстановлен в церкви.
Принципы догматики
Теология меннонитов поддерживается трактатом Нового Завета. Их основные религиозные убеждения, происходящие из анабаптистских верований и традиций, это:
- Неоспоримый авторитет Писания и Святого Духа
- Библия для них – главный источник вероучения
- Наиболее важна троичность Бога – Отец, Сын и Св. Дух
- Спасение через обращение Духом Божиим
- Крещение взрослых верующих (то есть по их осознанным убеждениям)
- Отрицание судебных споров, воинской службы, насилия в любой форме
Современные меннониты по-прежнему отказываются участвовать в политике, войнах и других так называемых «грехах мира». Члены групп Старого Ордена обучают своих детей в церковных школах. Ранее традиционно для обработки земель они использовали лошадей и багги, чтобы тянуть сельскохозяйственное оборудование, но в течение последних десяти лет некоторые теперь в этих целях применяют колесные тракторы.
Консервативные меннониты (которых часто путают с амишами) носят грубую одежду из натуральных материалов, сами изготавливают предметы быта, но принимают большинство других технологий. Они не являются единым обществом и разделены на различные независимые группы.
Умеренные меннониты очень мало отличаются от других консервативных, евангельских протестантских общин. Здесь нет особой формы одежды и нет ограничений на использование техники. Они живут в мире, самоотверженно трудятся и самостоятельно обслуживают свои потребности.
Отдельные группы меннонитов основали свои собственные колледжи и университеты, и отошли от строгого библейского учения. Они назначают женщин-пасторов, принимают однополые союзы и практикуют либеральную программу, уделяя особое внимание изучению мира и вопросам социальной справедливости. В их церковных службах очень мало упоминается о том, что все люди грешники и нуждаются в Спасителе, как жертве за грехи. На проповедях уделяется особое внимание поддержанию добрых дел и служению во благо другим.
По свидетельствам очевидцев (соседей, друзей, современников) меннониты – это замечательные люди. Трудолюбивые, аккуратные (во всем), не притязательные, скромные, добрые, умные. Их добродетельные деяния – пример многим людям.
Кто такой Менно Симонс
Менно Симонс – человек простого, прямого мышления и теплого характера, оказал большое влияние на голландских анабаптистов. Его последователи стали известны миру, как меннониты. Он стал католическим священником в возрасте двадцати восьми лет, но впоследствии обвинил себя и других священнослужителей в легкомысленном и неаскетичном образе жизни. Сомнения в праведности заставили его прочитать некоторые из трактатов Лютера и изучить Новый Завет, который он избегал читать до того времени.
В результате изучения Нового Завета перед Симонсом возник вопрос о «правильном» возрасте для крещения. Это стало наиболее актуальным после того, как портной Сике Фриркс Снейдер был казнен в 1531 году за то, что был крещен, будучи взрослым. Менно не был удовлетворен противоречивыми ответами, которые он нашел у Лютера, Бусера и Буллингера, и решил полагаться только на Писание, которое тщательно изучал. С этого времени он стал евангелистом, а не сакраментальным проповедником.
После того, как его брат, анабаптист, был убит в 1535 году, Симонс покинул католическую церковь. Он стал влиятельным человеком среди анабаптистов в Нидерландах и северо-западной Германии. В церкви Симонс считался еретиком, его постоянно преследовали, а тех, кто ему помогал, часто казнили. Однако к 1544 году термин «меннонит» использовался для описания голландских анабаптистов. Меннониты стали новым движением, известным благодаря крещению взрослых.
Менно Симонс стал анабаптистским лидером, не дикого и фанатичного типа, а трезвой, благочестивой группы, которая претендовала на новое рождение и искала цельности, чтобы следовать за Христом. Вначале эти люди подвергались ужасным преследованиям, потому что считались радикалами, но со временем власти научились отличать их от других.
Менно умер в 1559 году. Он женился после выхода из римской церкви и имел троих детей.
Гонения
Во время протестантской Реформации, когда «протестантская» группа возникла из-за разногласий в католической церкви, анабаптисты и меннониты боролись с преследованием. Ранние анабаптисты в Швейцарии были вынуждены переехать из европейских провинций в другие районы из-за гонений. Родной брат Симонса был убит во время нападения на членов организации.
По словам историков, многие анабаптисты были заключены в тюрьму или казнены. Помощь членам этой группы считалась преступлением, и даже те, кто укрывал Симонса, были наказаны. Те, кто отказался от новой религии и пытался вернуться в католическую церковь, часто не были помилованы. Многие из них, согласно историческим свидетельствам, были выслежены и убиты на месте без суда и следствия.
Сходство с амишами
Несмотря на то, что и меннониты и амиши происходят из анабаптистов, секта амишей представляет собой отдельную группу. Они также согласны со многими догмами (такими как пацифизм и крещение взрослых), но придерживаются более строгой доктрины.
В 1693 году швейцарский лидер анабаптистов Якоб Амманн установил, что запрет и избегание различных искушений практикуется недостаточно хорошо. Он интуитивно чувствовал, что церковь того времени не была достаточно строгой, и отделился от нее, чтобы создать группу консервативно настроенных амишей.
Амиши создают свои собственные сообщества, изолированные от мира, а меннониты – нет. Амиши также придерживаются более строгих правил: в их сектах нет электричества, различных технологий и они используют исключительно продукты собственного изготовления. Это касается как пищи, так и одежды и предметов быта. Большинство меннонитов, однако, не имеют таких ограничений.
Пацифизм – одна из главных идей
Согласно веб-сайту Mennonite USA, американские меннониты твердо верят в мир, справедливость на земле и не оказывают сопротивления. По их мнению, Божий мир «наиболее полно раскрыт в Иисусе Христе», и они несут ответственность за следование за Христом «на пути мира, справедливости, примирения и практики непротивления даже перед лицом насилия и войны».
Менониты говорят, что насилие – это «не воля Божья», и насилие включает в себя войну, враждебность между расами и классами, жестокое обращение с детьми и женщинами. Они не приемлют любое насилие между мужчиной и женщиной, а также против абортов и смертной казни. Многие меннониты во время Второй мировой войны работали на гражданской службе, а не служили в войсках. Более того, некоторые даже не платят ту часть налогов, которая предназначена для военных.
Тем не менее, в некоторых американских общинах используется оружие. Но не для нападения, а для самообороны и для охоты.
читайте также: |
Анимизм – есть ли душа в животном или в камне?
Анабаптизм - протестантское религиозное движение
Индуизм – религия, затерянная в веках
Комментарии
Эльмира Никаноровна:
19 марта 2023 | 15:37:41
Сегодня меннониты проживают в различных странах мира, сохранив свои традиции и образ жизни. В разных общинах могут быть отличия в религиозных убеждениях и обрядах, но общие черты включают строгий следование своим принципам, отказ от насилия и уважение к ближнему своему.
ваше Имя или Ник
Комментарий