Карлос Кастанеда учение дона Хуана

Кем же был на самом деле Кастанеда, биография которого столь туманна и загадочна? Сегодня о Кастанеде читать можно разное, но не один источник не может претендовать на абсолютно точное знание биографии этого человека. Уже первая книга, которую написал Кастанеда – учение дона Хуана – вызвала многочисленные споры и разногласия.

 

Для начала следует отметить, что Карлос Кастанеда, биография которого весьма расплывчата, никоим образом не призывает читателей употреблять наркотики. Это предубеждение сложилось после издания первой книги, которую написал Кастанеда – учение дона Хуана. В ней подробно описаны способы применения галлюциногенов для достижения особых состояний сознания. В последующих его работах упор идёт на развитие экстрасенсорных способностей и познание системы духовного становления - пути воина.

Кстати, этот "путь воина" предусматривает одну очень интересную процедуру, именуемую "стирание личной истории". Её смысл в том, чтобы постепенно избавиться от навязчивых и стереотипных суждениях о себе других людей. Возможно, что благодаря этому "стиранию личной истории" Кастанеда, биография которого очень туманна, по-разному излагал обстоятельства своей жизни своим друзьям и знакомым. Система мироощущения, которую описал Кастанеда – учение дона Хуана – также весьма противоречива.

Кастанеда

Можно с уверенностью заявить, что "путь война" не для всех и каждого, но автор и не пытается сделать из своего учения новую религию. Для обычного человека о Кастанеде читать – значит попасть в сказочный и фантастический, но, безусловно вымышленный мир.

В любом случае можно сказать, что они заставляют задуматься и переосмыслить свою систему ценностей и взгляды на жизнь. Одно это обстоятельство уже говорит о том, что о Кастанеде читать - это не пустая трата времени. Да и с каждым новым прочтением что-то воспринимается по-иному. Книги этого автора захватывают внимание читателя благодаря своей непредсказуемости. В них есть что-то общее с дзэн-буддийскими притчами, которые читаешь и восхищаешься самим слогом повествования, даже если не можешь ухватить его сути.

 

Биография или "личная история"?

индеецПо всей видимости, этот философ и антрополог умудрился родиться одновременно в Италии, Бразилии и Перу, причём в 1925, 1931 и 1935 годах, поскольку различные авторитетные источники так и не смогли прийти к согласию относительно этого вопроса. Оказывается, иногда проще описать биографию человека, жившего в эпоху раннего средневековья, чем нашего современника, рождённого в 20-м веке. По словам самого Кастанеды, он родился 25 декабря 1935 года в Бразилии (Сан-Паулу).

В возрасте 10 - 12 лет Карлоса отправляют в интернат в Буэнос-Айресе, а в 1951 году переправляют в США, где он получает диплом о среднем образовании. В период между 1955 и 1959 годами, Кастанеда работает помощником одного психоаналитика, а также посещает всевозможные курсы по психологии, литературе и журналистике.

Карлос Кастанеда получает гражданство США, записывается в расположенный в Лос-Анджелесе Калифорнийский университет, а по истечении примерно двух лет получает диплом по специальности антропология. В 1960 году Карлос женится на Маргарет Раньян, но примерно через шесть месяцев они расходятся, хотя официально продолжают состоять в браке до 17 декабря 1973 года.

По версии журнала "TIME", Кастанеда родился в 1925 году, и не в Бразилии, а в Перу, обучался на протяжении трёх лет в средней школе Кахамарки, затем переехал в Лиму вместе со всей семьёй. Согласно этому же журналу, его отцом был часовщик и золотых дел мастер - Сезар Арана Бурунгари. Сам Карлос Кастанеда, биография которого навсегда останется загадкой, опровергал сведения, опубликованные в статье. Он утверждал, что эта информация была дана в погоне за сенсацией.

Умер мистик и писатель 27 апреля 1998 года, официальной причиной смерти был назван рак печени. Существует и другая, более мистическая версия, согласно которой Кастанеда, биография которого по-разному трактуется его почитателями, последовал за своим учителем, или, проще говоря, растворился в воздухе.

Но почему историкам так и не удалось прийти к единому мнению, относительно биографии современного гуру? Почему о Кастанеде читать можно полностью различные, не согласованные истории? Всё дело в том, что после его смерти практически не осталось каких - либо фотографий, документальных свидетельств, согласно которым можно было бы узнать обстоятельства рождения и жизни Кастанеды. Карлос не любил давать интервью, а если и соглашался пойти на это, категорически возражал против использования фотокамер, диктофонов и прочих технических устройств. Но зачем ему понадобилась такая мистификация, к чему было скрывать свою биографию? Предпосылки к такому поведению следует искать в некоем событии, произошедшем в 1960 году, и кардинально изменившем как жизнь самого Карлоса Кастанеды, так и мировоззрение тысяч его поклонников.

 

 

Путь воина - верования мексиканских шаманов

В 1960 году Кастанеда встречает своего учителя - дона Хуана Матуса,пустыня и змея индейца из племени яки. Но Карлос не сразу понимает, что он избран в качестве ученика, в то время Кастанеда является студентом Калифорнийского университета и занимается "полевыми исследованиями" - антропологическими работами. Однако вскоре у него возникает личный интерес к дону Хуану, не связанный с научными изысканиями. По настоянию учителя в 1968 году была издана первая книга, которую написал Кастанеда - учение дона Хуана.

В чём основной принцип этого учения? Идея с одной стороны простая, а с другой - непостижимая для сознания обыкновенного человека (т.н. "первого внимания"). Основные моменты можно изложить следующим образом:

  • человек видит мир таким, каким его формирует сознание (а так же представления других людей);

  • изменяя своё восприятие, человек тем самым изменяет свой мир;

  • человек не является материальным объектом, а только представляет себя таким (для видящего человек - это энергетический кокон).

Вступив на путь война (т.е. став последователем учения дона Хуана), Карлос Кастанеда, биография которого содержит много белых пятен, начинает практиковать различные оккультные техники - видение, неделание, перепросмотр, стирание личной истории, остановка внутреннего диалога и прочие. Результатом этих тренировок явилось полное разрушение привычной картины мира, что повлекло целую серию мистических событий, произошедших с Кастанедой. Финалом стал его легендарный прыжок в пропасть, прыжок в неизвестное, который он совершил вместе с Паблито - другим учеником дона Хуана.

Казалось бы, для того, чтобы применять сновидение, неделание и прочие практики, описанные автором, не обязательно отправляться в пустыню Сонора, и искать там себе учителя. Достаточно о Кастанеде читать и экспериментировать. Но есть один существенный аспект - согласно представлениям дона Хуана, настоящий ученик вовсе не желает учиться, его необходимо принуждать к этому, для чего следует применяет всевозможные хитрости и ловушки для сознания.

Тот, кто хочет учиться по собственной воле, подобен треснувшему сосуду - как такой сосуд не способен удержать воду, так и ученик не сможет достичь прогресса. Да и какой человек согласится по собственной воле покинуть свой уютный мирок для того, чтобы броситься с головой в омут неизвестного?

Гораздо приятнее о Кастанеде читать, чем пытаться повторить его оккультные практики. Кто рискнёт отправиться в мир, который населяют существа неорганического происхождения, а всем управляет таинственная и безжалостная сила, которую древние видящие, а затем Кастанеда назвали Орлом? Несмотря на то, что идея такого путешествия кажется очень поэтичной и привлекательной, сознание человека сделает всё возможное для того, чтобы сохранить мир таким, каким оно привыкло его видеть.

 

 

Истории о Кастанеде – расширяем кругозор

Сложно найти другого такого человека, в чьей биографии мифы и реальность переплетаются столь тесным образом. Поэтому я не собираюсь уподобляться авторам различных "авторитетных" источников, каждый из которых претендует на полную достоверность своей информации. Здесь читатель сможет ознакомиться с личной историей такого автора, как Карлос Кастанеда, биография которого во многом сформирована им самим.

Считается, что одним из увлечений Карлоса было творчество Олдоса Хаксли - английского писателя, автора книг "Через много лет", "О дивный новый мир" и прочих. Возникший у Кастанеды интерес к пейотным культам приписывают роману Хаксли "Врата восприятия".

Немало споров вызвала первая книга, которую написал Кастанеда - «Учение дона Хуана». Роберт Гордон Уоссон - знаменитый авторитетный антрополог - был уверен в том, что он не мог пробовать галлюциногенные грибы по той причине, что они не растут в пустыне Сонора, к тому же, описанный им способ употребления галлюциногенов отдаёт явной фантазией.

Приписывают Кастанеде склонность к мистификации - один журналист, который повстречал его в Нью-Йоркском кафе и попытался заговорить с Карлосом, получил неожиданный ответ: "у меня нет времени, поскольку я сейчас нахожусь в Мексике".

Первые семинары Кастанеды по обучению всех желающих Тенсегрити (системе магических пассов) состоялись в 1984 году, но не принесли желаемых результатов. Они проходили совершенно бесплатно, поэтому люди, приходившие на занятия, занимались чем угодно - критикой системы, жалобами на жизнь и т.д , но только не практикой Тенсегрити.

Однажды, по настоянию своего учителя, Карлос снял квартиру за квартал от своего дома в Лос-Анджелесе и полностью порвал отношения со своими друзьями. Аналогичным образом закончились отношения Кастанеды с его возлюбленной. Он пригласил девушку в ресторан, а за обедом сообщил ей, что должен забрать кое - какие вещи из машины, затем ушёл и не вернулся. Но прежде чем уйти, Карлос поинтересовался, есть ли у девушки деньги на такси и оплату обеда.

Многие исследователи творчества Кастанеды приписывают ему пропаганду истин дзен буддизма, преподнесённую в несколько иной форме. И в этом действительно есть рациональное зерно, ведь в обоих случаях всё сводится к достижению состояния просветления - к этому ведут и медитации, и путь воина.

Кстати, существует мнение, что этот самый "путь война", т.е. тяготы и невзгоды постижения оккультных истин и самосовершенствования ищут только те, кто разочаровался в жизни, и хочет таким образом самореализоваться. Это суждение весьма логично, но мне кажется, что и из этого правила могут быть исключения. К примеру, Сиддтхартха Гаутама променял богатство и роскошь на жизнь монаха, причём тогда ещё он не был Буддой.

Книги Кастанеды отличаются своеобразным очарованием, непередаваемой атмосферой. Но для того, чтобы хоть немного понять само учение дона Хуана не следует излишне увлекаться описанием "спецэффектов" - превращением в животных и птиц и путешествиями в параллельные миры. Да и к наркотикам прибегать крайне нежелательно - для того, чтобы учиться управлять сознанием нет никакой необходимости его затуманивать.

 

 

читайте также:

Комментарии


Комментариев пока нет. Желаете написать первый?

ваше Имя или Ник

Комментарий